bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Прикосновение к профессии

Победителей Четвертого Губернаторского конкурса молодых исполнителей
«Дети играют с оркестром» определил гала-концерт

Трижды собиралось жюри, чтобы из 30 человек выбрать лучших. Трижды выходил оркестр на сцену (не считая репетиций), чтобы аккомпанировать юным музыкантам из Томска, Северска, Стрежевого, Колпашева, Асина.. И только вечером 26 ноября стали известны имена победителей Четвертого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром».

  

В гала-концерте встретились 16 финалистов, которые прошли отборочные туры в мае и ноябре. Встретились, чтобы выяснить, кому выпадет удача – поехать в Санкт-Петербург для знакомства с Мариинским театром.

Поездка в качестве главного приза – такую идею предложил художественный руководитель и директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев. По его инициативе, которую поддержал губернатор Томской области Сергей Жвачкин, возник сам конкурс четыре года назад. Он стал одним из первых реализованных мероприятий, предусмотренных Соглашением о творческом сотрудничестве между Томской областью и Мариинским театром.


Главной целью конкурса «Дети играют с оркестром» было и остается «развитие и стимулирование детского и юношеского творчества». Но спустя несколько лет инициатива Валерия Гергиева и Сергея Жвачкина получила развитие: конкурс расширил свои возрастные границы за счет студентов колледжа. И в связи с этим у конкурса появилась новая цель – профессионально ориентировать юных музыкантов.


- Изменения в положении конкурса были внесены еще в прошлом году, когда проходил Третий губернаторский конкурс, и сейчас его полное название звучит так: конкурс молодых исполнителей «Дети играют с оркестром», - говорит директор филармонии и член жюри Наталия Чабовская. - Сохранится ли прежнее название? Нас волновал этот вопрос, когда мы приглашали к участию студентов. Но «Дети играют с оркестром» - уже бренд. С другой стороны, для оркестровой деятельности, для профессиональной исполнительской деятельности, даже студенты музыкального колледжа - все равно дети. Возрастной диапазон конкурсантов в этот раз колебался от 7 лет до 21 года. Наверное, мы внесем в Положение возрастные ограничения.

 

Участников жюри, в которое вошли дирижер Вячеслав Прасолов, народный артист России Сергей Зеленкин (скрипка), лауреат международных конкурсов Павел Шинкевич (фортепиано), директор школы искусств им. А. Рубинштейна Лилия Усупова (домра), кандидат искусствоведения, директор филармонии Наталия Чабовская, художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков (орган), оценивало в трех возрастных группах по трем номинациями: ансамблевое, вокальное и инструментальное исполнительство.

Отличительной чертой Четвертого конкурса стало разнообразие инструментов: к традиционным фортепиано, скрипке, домре и академическому вокалу добавились флейта, гобой, кларнет, саксофон, контрабас, ксилофон и баян. К слову, расширение «палитры» инструментов как раз и произошло за счет студентов колледжа.

 

Соответственно и программа отборочных концертов тоже оказалась более разнообразной и разножанровой. Финал конкурса построен так, чтобы и слушатели получали удовольствие. Публика в зале очень доброжелательная, поддерживает конкурсантов. К фортепианным концертам И. Берковича и В.А. Моцарта, вокальным сочинениям Л.Делиба и П.И. Чайковсого, без которых не обходится ни одно прослушивание, добавились Концерт для контрабаса и оркестра С. Кусевицкого, Концерт для гобоя с оркестром В. Беллини, Концерт для флейты И.С. Баха, Канцона для кларнета С. Танеева.
Что значит приготовить ребенка к конкурсу? Этот вопрос мы задали Татьяне Кузнецовой, воспитавшей уже не одного лауреата этого конкурса. (Тот же Герман Таразанов, победитель первого конкурса, сейчас учится в Новосибирской консерватории и ведет активную концертную деятельность).



- Очень важно выбрать произведение, которое подходит к ребенку. Оно должно быть достаточного высокого уровня сложности, чтобы произвести впечатление на жюри и на публику, но и таким, чтобы ребенок понимал, ЧТО играет и красиво выглядел в этом произведении, и, конечно, сама музыка должна быть высокого уровня, - рассуждает Татьяна Николаевна. Вторая задача – грамотно построить работу по изучению произведения, чтобы ученик успел выучить, разобраться со всеми сложными местами, отработать, въиграться, вчувствоваться в музыку. В этом плане репетиции с оркестром – чрезвычайно нужны. Ребенку нужно установить контакт с оркестром и дирижером.



Полина Климова, ученица Татьяны Кузнецовой, благодаря своей музыкальности быстро «поймала» и оркестр, и жест дирижера. К выступлению на гала-концерте она начала готовиться еще в мае, проявив, кроме желания и навыков, еще и выдержку. На отборочном туре Полина «замыкала круг» конкурсантов, а на гала-концерте выступала предпоследней. Но, к счастью, она не растеряла артистического куража. Двенадцатилетняя девочка так ярко и выразительно сыграла сложный ре-мажорный концерт Йосифа Гайдна (1 часть), что все судьи единогласно признали ее лучшей.



Артистично и эмоционально исполнила Концертино для фортепиано Ю Полякова Лейла Гусейнова, которая занимается в музыкальной школе только три года. Из вокалистов младшей группы можно отметить 9-летнюю Кристину Зуеву, в средней – вокальный ансамбль из Северска – «Радуга», академический вокал в студенческой группе представлял Алексей Поляков, он сумел удивить и порадовать публику «Песней певца за сценой» Аренского. Среди участников, играющих на оркестровых инструментах, безусловно, запомнились Алексей Литосов, сыгравший на ксилофоне малоизвестный концерт Маюдзуми, и Никита Старков с Концертом для контрабаса с оркестром С. Кусевицкого. Слушатели устроили настоящую овацию баянисту Даниле Петрашко, который виртуозно сыграл вариации на тему русской народной песни «Утушка луговая».



- Этим конкурсом мотивируем учащихся музыкальных школ и колледжа оставаться в профессии, - считает Наталия Чабовская. - Как мне показалось, все выступавшие почувствовали кайф в совместной игре с оркестром. Было бы замечательно, если бы в будущем, конкурсанты прямо в оркестре сидели, и почувствовали, что такое оркестровая игра. Не буду скрывать, для филармонии, которая выступает организатором конкурса, он дает возможность решать наш кадровый вопрос.

Именно в ансамблевой игре с симфоническим оркестром и заключается главное отличие этого конкурса от многих. И его сложность. Солировать, быть ярким, убедительным в исполнении, но при этом слышать других музыкантов, не расходиться с ними в музыке, играть по руке дирижера –столько сложных задач одновременно приходится решать каждому конкурсанту.

- Я получила огромное эстетическое наслаждение от выступления музыкантов, - призналась Лариса Важова, председатель комитета по региональной культурной политике департамента по культуре и туризму Томской области. - Спасибо всем конкурсантам и их педагогам за подаренный праздник. Все, кто вышел на сцену во время гала-концерта может считать себя победителем.



Тем не менее, выбор жюри оказался очень строгим: из 16 конкурсантов только пять получили дипломы победителей - Милана Мазепина (9 лет, фортепиано, Томск), Лейла Гусейнова (15 лет, фортепиано, Томск), Алексей Поляков (19 лет, вокал, Томск), Алексей Литосов (20 лет, ксилофон, Томск), Никита Старков (21 год, контрабас, Томск). Гран-При был присужден Полине Климовой (12 лет, фортепиано, Томск). Специальными дипломами жюри отмечены вокальный ансамбль "Радуга" (Северск) и Дарья Кузнецова (8 лет, фортепиано, Колпашево).



Знакомство лауреатов Губернаторского конкурса с закулисьем Мариинского театра состоится уже в следующем году.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк.