bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

«Баллетто» перед балетом

«Ночь искусств» в филармонии дала возможность слушателям почувствовать себя музыкантами

Волшебные превращения, как правило, совершаются ночью. Таковы законы сказки. Томская филармония не стала нарушать законы. Ведь главным сюрпризом в «Ночь искусств», которая наступила ровно в полночь с 3 на 4 ноября, стала сказка, родившаяся 140 лет назад благодаря гению П.И. Чайковского – «Лебединое озеро» в исполнении труппы Русского Классического балета (Москва). Но у сказки есть присказка. О «присказке» в качестве которой и был представлен симфонический ПЕРФОРМАНС, пойдет дальше речь.
 


Сначала разберемся в терминах. Перформанс - слово относительно новое в лексиконе любителей искусства, а для постоянных посетителей Томской филармонии – и событие новое, не испытанное ранее. Как подсказывает английский язык, который и дал название – это представление. Но не обычное. Главное в нем – интерактивное взаимодействие художника и зрителей. Базовые элементы перформанса – время и место.



Итак, время: 3 ноября, с 23.00 до 24.00. Место: фойе 2-го и 3–го этажей. Участники: струнный квинтет, деревянно-духовой квинтет и группа «ударников», директор филармонии Наталия Чабовская, маэстро Ярослав Ткаленко, художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков, студенты Института искусств и культуры ТГУ и более 500 зрителей.



Группа ударных расположилась недалеко от Камерного зала. Большой и малый барабаны, ударная установка, ксилофон и там-тамы, бонги и литавры, маримба и гонг, виброфон и хлыст, коробочка и гуэро… Зрители еще подъезжали и подходили к Большому концертному залу, когда музыканты оркестра – Юлия Ильина, Владислав Земцов, Дмитрий Мозгунов, Владимир Дорохов уже задали ритм будущему действу. Здесь вскоре развернется самое громкое событие перформанса – мастер-класс по игре на ударных и шоу барабанов.



В это же время в другом конце фойе Рустам Салманханов настраивал свой контрабас, а скрипач Александра Лакин раскладывал ноты. Среди партий двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса – «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, Вальс А. Петрова из фильма «Берегись автомобиля», полька И.Штрауса «Веселый поезд», пьеса В. Дашкевича, которую все помнят по первым кадрам фильма «Шерлок Холмс» и еще несколько листов, на которых записаны танго, регтайм, марши, вальсы …

Пока молодые люди готовили плацдарм для игры, женская часть дивертисмента – Екатерина Гейль (скрипка), Мария Нелюбина (альт) и Елена Смирнова (виолончель) - готовили концертные платья.

Ведь в сказках обязательно должны быть не только герои, но и прекрасные героини, которых или спасают, или добывают, или расколдовывают. Наши героини выступили в роли фей. Они дарили музыку.



Особая роль прекрасной принцессы оркестра выпала на долю концертмейстера Анны Штрауб. Заявленная фотосессия с первой скрипкой у филармонической публики вызвала устойчивый интерес. Но он существенно возрос, когда Анна стала давать мастер-класс. Скрипка – инструмент нежный, и надо его правильно держать, знать, куда следует смотреть локтю и что должен делать мизинец левой руки.

Зона фотосессии размещалась рядом с зоной, где готовился к встрече с ночным зрителем деревянно-духовой квинтет: Евгений Некрасов (флейта), Денис Смирнов (гобой), Евгений Лукьянчук (кларнет), Радик Хасанов (фагот), Александр Андреев (валторна). Они готовы были стать и стали рыцарями Прекрасной Дамы. И сама Дама иногда вступала в игру вместе с ансамблем, и тогда звуки ее скрипки сливались со звучанием духового квинтета.



Обязательными персонажами любой волшебной сказки являются герои, которым предстоит пройти испытания, чтобы что-то добыть или вернуть. Героями стали все слушатели, которые не просто наблюдали, но и приняли участие в перформансе.

Девятилетняя Сабрина Агзямова пришла с папой и мамой на сказку-балет о белом и черном лебеде, о прекрасном принце, который не узнал свою возлюбленную Одетту в белом лебеде, потому что действовали чары злого волшебника… В «Ночь искусств» с ней случилось волшебное превращение. Она первый раз в своей жизни дирижировала!



Сабрина не учится в музыкальной школе и вообще она видит себя в будущем, когда станет взрослой, врачом. Но согласилась на предложение взять в руки дирижерскую палочку. Сначала ее рукой водил сам маэстро Ярослав Ткаленко, а потом и она сама управляла струнным ансамблем. И музыканты, послушные ее руке, играли польку Иоганна Штрауса «Веселый поезд».

- Конечно, я чуть-чуть боялась. Но оказалось, что дирижировать – это несложно. Надо по разному рукой двигать – вверх и вниз, - делилась позже своими впечатлениями Сабрина.

Студенты хорового отделения Института Искусств и культуры ТГУ Дарья Чухланцева и Владимир Вахитов, узнав из анонсов, что во время «Ночи искусств» можно будет примерить на себя роль дирижера оркестра, тут же согласились участвовать в перформансе.



- Не всегда выпадает такой шанс – дирижировать симфоническим составом
Оркестра! Пусть даже ансамблем, - призналась Дарья. - Потому что у нас практика только хоровая.

- А я считаю, что ночь – это самое время для искусства. Тогда все может случиться! Хотя для музыки хорошо любое время, - считает Владимир. – Что касается меня, то я люблю репетировать утром, а выступать вечером.

Был не просто вечер, а был вечер в ожидании волшебной «Ночи искусств»

- А зачем дирижеру палочка? – испытующе спросил маэстро Ярослав Ткаленко Дашу, когда та отважилась продирижировать вальсом Андрея Петрова из фильма «Берегись автомобиля».

Кто-то из публики подсказывает: «Тыкать в музыкантов».

- Да, если вас будут обижать музыканты, в них можно и потыкать. Иногда палочка нужна, чтобы спрятать свою дрожь. Но вообще-то палочка помогает электризовать пространство, - маэстро в эту минуту обращается уже не только к Даше, но и ко всем зрителям. - Но главным образом для того, чтобы удлинять руку дирижера. Когда большие оркестры, руку дирижера лучше видно, если есть палочка. Но у нас ансамбль. Поэтому музыканты увидят даже ваш палец.
- Давайте попробуем без палочки, - соглашается Дарья Чухланцева и дирижирует только руками.

Музыканты согласно руке дирижера начинают с пиано, а потом звук набирает полноту и высоту.

- А вы, что хотите играть, классику или что-то современное? – спрашивает художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков у Владимира Вахитова

- Киномузыку Дашкевича из «Шерлок Холмса».

И вот уже в фойе слышна известная всем мелодия, с которой всегда появлялся на экране Василий Ливанов с неизменной холмсовской трубкой.

На этот раз появился не актер… а все тот же Дмитрий Ушаков, который сразу после вступления к теме Шерлока Холмса устроил викторину для слушателей. Ее выиграла Оксана Коломина, она назвала все инструменты струнного квинтета. Наградой стал пригласительный на декабрьский концерт Николая Луганского, известного пианиста.

- Я стараюсь посещать все интересные мероприятия в филармонии, - призналась Оксана, - Потому что мне нравится классическая музыка. Люблю. Ценю. А когда в такой необычной форме – не могла не пойти на «Ночь искусств» в филармонии.

Пока в одном углу публика с азартом осваивает азы профессии дирижера, в другом – идет мастер-класс игры на ударных инструментов. Под чутким руководством Владимира Дорохова и Владислава Земцова журналист Андрей Ефремов учится играть сразу на нескольких барабанах.



- Если бы мы с вами взяли нотные листы, то нот не увидели бы, - говорит музыковед Василина Сыпченко собравшимся вокруг экранов и музыкантов.
Она знакомит публику с партитурой Виктора Екимовского «Баллетто», которое он написал еще в 1974 году.

- Звуковысотного обозначения, как видите, нет.Стрелочки показывают, каким образом музыкант будет исполнять звук или аккорд – резко или плавно, тихо – громко. Зигзаг – тут нужно либо вибрировать, либо … Остается только импровизировать, как дирижеру, так и исполнителю.

Публика пока с интересом рассматривает на экране схему «релейных соединений», как сказал один из слушателей. В зигзагообразных линиях и спиралях действительно трудно увидеть рекомендации для дирижера.



- Состав ансамбля может быть разным: струнные инструменты, духовые, ударные, даже вокалисты. «Баллетто» - произведение импровизационное. Все зависит от фантазии дирижера. И если вы не боитесь, вы можете, глядя на дирижера, что-то изобразить – то есть хлопнуть в ладоши, или попробовать запеть. Действо очень интересное, и прямо у вас на глазах будет рождаться фрагмент этого произведения.

Первым показал, как надо работать с партитурой «Балетто» главный дирижер Томского Академического симфонического оркестра Ярослав Ткаленко. Он давал сигнал то скрипкам – и Анна Штрауб с Екатериной Гейль извлекали длинный и протяжный звук ля, то флейте – и Евгений Некрасов давал отрывистые звуки, то кларнету – Евгений Лукьянчук сразу высоко брал ноту. А то, вдруг все вместе звучали струнные и духовые…

Потом место дирижера заняла дама из публики и стала энергично размахивать руками, и динамика звучания, темп музыки тоже согласно ее движениям менялись.

Зрителей переполнял восторг. Вот с таким настроением и вошли они в зал, где их ждал двухчасовой балет Петра Ильича Чайковского в исполнении труппы Классического Русского балета (художественный руководитель Хасан Усманов). Первые же звуки музыки всех слушателей настроили на волшебство. И оно началось!

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.