bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Прощание с летом

Симфонический open air в музейном саду прошел в третий раз

Все - в сад, все – в сад! Шуточный призыв героя бессмертного творения Джерома К. Джерома с полной серьезностью повторяли организаторы симфонического open air – сотрудники Томской областной филармонии и Томского областного краеведческого музея. Переменчивая погода заставила их рассмотреть несколько возможных вариантов – под открытым небом или в зале. Окончательное решение было принято после обеда, в воскресенье 26 августа, когда солнце послало недвусмысленный сигнал, что намерено присутствовать на мероприятии.



К шести часам оно уже было в музейном саду и наблюдало за тем, как он постепенно наполняется публикой, как на сцене расставляются стулья и музыкальные инструменты, как настраиваются музыканты, как директор филармонии Наталия Чабовская обучает игре на кото,

 

напоминающем лежащего дракаона,

как желающие примерить кимоно это делают,
 
как путешественник Евгений Ковалевский рассказывает о гималайском счастье и дает извлечь звук из ритуальной тибетской чаши…

Третий, а значит, уже традиционный августовский концерт симфонического оркестра в музейном саду, решили провести как встречу Востока и Запада.


Восток присутствовал в выставочных музейных проектах – «Чайный путь», «Чайная церемония и «Звук степей и гор», в мастер-классах по каллиграфии, и знакомству с чашами Тибета, даже в названии фуд-корта «Восточная сласть» от кафе «Шоколад».

За встречу с Западом отвечал оркестр. В программе концерта были предусмотрены произведения классики, которые располагают к приятному отдыху, дарят воспоминания и длящиеся в настоящем незабываемые минуты удовольствия.

Перед тем, как в сад ворвалась легкая «кавалерия» австро-венгерской музыки в авторстве Франца фон Зуппе, слово взял директор краеведческого музея Святослав Перехожев. Он прочел хокку томского поэта, вернее, пародию, в котором запомнились такие строчки: «музей и музыка – как виды бессмертны…. Опен эйр. Сибирь. Один директор-сан извлекает японские ноты, другой декламирует хокку. Однако пора на гастроли». По сути, это был его «алаверды» директору филармонии Наталии Чабовской, которая обучала посетителей принципам игры на японской цитре.



И вот сад огласила симфоническая медь. Фанфары обозначили начало концерта, и провозгласили: симфонический open air открыт! В контексте восточной концепции вечера оркестр с его медными и деревянными инструментами представлял сразу две стихии – «металл» и «дерево». (Остальные три стихии – «воду», «землю», «воздух» - воплощали музейные предметы на специальных выставках, с которыми посетители знакомились совершенно бесплатно).


Руководил стихиями металла и дерева маэстро Ярослав Ткаленко. Для него это был прощальный концерт. Пять лет он стоял во главе Томского Академического симфонического оркестра. И за эти пять лет был сделано много прекрасных проектов, которые оживали в памяти слушателей по мере того, как «Легкая кавалерия» «наступала». Это произведение, которое уже не раз звучало на открытых площадках в исполнении оркестра, наряду с торжественными воинскими сигналами наполнено и танцевальными мелодиями, которые создали радостно-праздничное настроение.

Мажорное оркестровое тутти сменялось романтическим «полетом» струнных, а когда стали отчетливо слышны народные мотивы Австрии и Венгрии, тогда кларнету Евгения Лукьянчука были доверено лирическое соло.

Запад во всем своем ярком триумфальном шествии был поддержан и вокальными номерами. Дуэты Фигаро и Сюзанны из «Свадьбы Фигаро» В.А. Моцарта исполнили Евгений Штейнмиллер и Екатерина Клеменс, а затем дуэтом Церлины и Дон Жуана – Юлии Шинкевич и Вячеслава Клименко.

Встреча Запада и Востока произошла благодаря балету «Щелкунчик» П.И. Чайковского - прозвучали Арабский («Кофе») и Китайский («Чай») танцы, Египетскому маршу И. Штрауса и лезгинки из балета «Гаянэ» А.И. Хачатуряна. Восточный колорит вечера был поддержан выступление ансамбля корейских барабанщиков под руководством Евгении Огай.
У России, которая соединяет Восток и Запад (и эта линия идет по 85-му меридиану, что пролегает через Томск) – свой путь. И этот путь, эту особую культуру, восприимчивую к влияниям Востока и Запада, продемонстрировали шуточная полька Д.Д. Шостаковича из оперетты «Москва –Черемушки и музыка И. Дунаевского из фильмов «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки» и «Испытание верности».



Перепады в настроении музыки, от разудалого веселья и бесшабашного озорства до томной грусти и вселенской тоски почти совпадали с переменами погоды – то налетал ветер и нагонял тучи, то солнце, освободившись из плена, вновь ласкало последним летним теплом. И все-таки, несмотря на перепады, с летом простились нежно, трепетно, к счастью, не навсегда.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.
Фото: Игорь ВОЛК.