bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Шествие бессмертного полка военных песен

Концерты в честь Дня Победы прошли на сценах Томской филармонии

Есть дни, когда население становится народом. 9 Мая – именно такой день. Ощущение единства нации, духовного и душевного родства разных поколений, разлито в атмосфере праздника Победы. Дарят его и песни военных лет, песни о войне. Они, как культурный код нации, считываются сердцем. Традиция в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне устраивать концерты в филармонии сложилась давно. Нынешний Победный май был отмечен двумя концертами: 8 Мая в Большом концертном зале и 9 Мая в Органном зале. В этом году партнером филармонии в организации обоих концертов выступил Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова.
 


«Музыка удваивает, утраивает армию»

  

Холодная, совсем не майская погода не стала преградой для тысячи ветеранов. Они пришли на концерт вопреки дождю, снегу и ветру. У входа всех встречали кадеты Томского кадетского корпуса и вручали гвоздики.

За полчаса до начала концерта два этажа зрительского фойе Большого концертного зала филармонии превратились в импровизированную сцену. Студенты музыкального колледжа и колледжа культурных инноваций поднимали настроение зрителей песнями военной поры, русскими народными танцами на первом этаже. Их военные гимнастерки образца 40-х, пилотки, гвардейские ленты то и дело мелькали в среде праздничной публики.



На втором этаже внимание зрителей привлекли две зоны: во-первых, выставка настоящего «пристрелянного» оружия и боевой экипировки спецназа, во-вторых, фотовыставка военного корреспондента, томича Виктора Кондратьева.
Снимки из фондов краеведческого музея уже выставлялись не раз, но всякий раз они пользуются большим спросом у зрителей, особенно у молодых. Вглядываясь в лица на фотографиях, понимаешь, что все настоящие герои были обычными людьми, но их непоказная, не на словах, и в бою доказанная любовь к родной земле, сделала их героями навеки. И усталость, пробороздившая морщинами прекрасные, открытые лица, эта трудовая усталость бойца – вызывает и сегодня самые сильные чувства благодарности и сопричастности к истории страны. Были фотографии и фронтовых концертов, и эпизоды отдыха после и перед сражениями.


Как только утихли фанфары и Красное знамя прошествовало по сцене, ветеранов, приглашенных гостей, всех участников концерта приветствовал заместитель губернатора Анатолий Рожков. Он поздравил томичей с самым светлым и самым великим празником - Днем Победы!


Праздничный концерт, который начался с ноты памяти – с песен «От героев былых времен», «Поклонимся великим тем годам», по форме мало напоминал концерты фронтовых бригад, но по своей задумке и зрительскому восприятию отсылал именно к ним. Когда к бойцам приезжали артисты. В нашем случае – симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко аккомпанировал Н. Кулаковской, Н. Лоскуткину, Л. Травкиной, Е. Залозной, Е. Клеменс, Т. Кузнецовой, Е. Штейнмиллеру, В. Клименко, А. Гладкову, Д. Ганину, солистам  Томской, Новосибирской и Кемеровской филармоний, Северского музыкального театра и юным артистам школы-студии народного танца «Русские забавы» (художественный руководитель Ольга Алексеева). 



Сценарий концерта, вобравший в себя и музыкальный, и хореографический, и визуальный планы, был выстроен как признание послевоенных поколений фронтовикам за бессмертный подвиг. Поэтому после хореографической композиции "Проводы на фронт", образы фронтовиков в песнях "На безымянной высоте", "Дорожка фронтовая" создавали Андрей Гладков (Новосибирск), Евгений Штейнмиллер, Вячеслав Клименко (оба Томск)., Дмитрий Ганин (Кемерово)  - в песнях "Смуглянка", "Ехал я из Берлина".
 



Образ женщины военного лихолетья создали Татьяна Кузнецова ("Военные фотографии"),  Людмила Травкина ("Вальс фронтовой сестры"), Евгения Залозная ("Баллада о матери"). 





Музыка и война -  тема, красной нитью прошедшая через весь концерт, заставила размышлять над феноменом военной музыки и военных песен. Утверждение, что музы молчат, когда говорят пушки, давно уже не соответствует действительности. Еще генералисимус Суворов утверждал, что «музыка удваивает, утраивает армию», ибо укрепляет дух бойца. Неслучайно все атаки русской армии прошлых веков начинались с игры полкового оркестра, и первыми поднимались музыканты, и музыка поднимала в атаку. 


О  том, как песня помогала выжить, остались живые свидетельства участников концертов на передовой. Вдумайтесь в эту цифру: около 500 тысяч концертов дали артисты и музыканты на передовых. Участвовали в этих фронтовых концертах и сотрудники будущей Томской филармонии, например, Григорий Шевченко как моряк Северного флота побывал на передовой более десяти раз. О том, что студенты и преподаватели Томского музыкального училища давали концерты в госпиталях для раненых и выздоравливающих, напомнили старые фотографии. 



Сюжеты песен, история их создания и традиции исполнения вместе образовали мегатекст песенной истории войны, а военные фотографии из архива краеведческого музея вписали в эту общую историю страницы воинской и трудовой славы томичей. Слушатели мысленно прошли путь от вокзалов, где звучал бессмертный марш В. Агапкина «Прощание славянки» до жизнеутверждающего, торжествующего «Дня Победы» Д. Тухманова.

Песни Победы



День Победы не мыслим без песен. В них - история людей, которые воевали и благородная память потомков. Девятого мая они звучали в каждом доме, концертных залах и на улице. Впервые в этом году филармония не просто пригласила томичей на концерт «Песни военных лет», но вывела его трансляцию из Органного зала на проспект Ленина. Все гуляющие и отдыхающие томичи, особенно те, что пришли в музейный дворик на пр. Ленина, 75, на фотосессию у трофейного «Виллиса», тоже стали слушателями этого концерта.




Как шествие  "Бессмертного полка песен" Победы был организован концерт в Органном зале 9 Мая.  В этот песенный строй встали "Священная война" А. Александрова, которая обозначила рубеж между мирной жизнью и войной, и "Довоенный вальс" П. Аедоницкого, и "На безымянной высоте" В. Баснера, и "Лизавета" Н. Богословского, и "Давай, закурим!" М. Табачникова, "Последний бой" М Ножкина и, конечно, знаменитый "Майский вальс" И. Лученка.

Бессмертный полк песен шагал по дорогам войны, а ведущая концерта музыковед Вера Тимофеева напоминала, что сибиряки сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, они громили врага на Белорусском и Украинском фронтах, брали Прагу и Берлин. И в это время на экранах шли военные фотографии.

- Мы хотели показать войну глазами жителя Томска, - говорит музыковед, ведущая концерта  Вера Тимофеева, - и в этом нам помогли фотографии из архива томского военного корреспондента Виктора Кондратьева, которые на предоставили сотрудники краеведческого музея. Поэтому романс Женьки из оперы К. Молчанова "А зори здесь тихие" на стихи К. Симонова "Жди меня" сопровождали демонстрация фотографий с площади Революции, где 22 июня собрался весь Томск и услышал, что Германия напала на Советский Союз. А песня "Огонек", где девушка провождает любимого "на позиции" - это же история тылового Томска!



Каждая песня превращалась в маленький спектакль. Вот Евгений Штейнмиллер и Вячеслав Клименко в образе фронтовых шоферов поют песенку с жизнеутверждающим припевом: "А помирать нам рановато. Есть у нас еще дома дела".  Три солистки филармонии - Ирина Макарова, Юлия Шинкевич, Екатерина Клеменс - явили собой женской лицо войны в знаменитой " Катюше".  В песне  "Смуглянка" роль смуглянки-молдаванки сыграла Катя Клеменс, а Евгений Штейнмиллер и Вячеслав Клименко по очереди были тем бойцом, кого смуглянка звала в партизанский отряд. 

Игра на баяне Александра Комарова напомнила знаменитого героя Александра Твардовского - Василия Теркина. Соль минорная прелюдия С. Рахманинова в исполнении Светланы Чудаковой вывела концерт не только на улицы Томска, но и за пределы России, за пределы только песенного творчества.



Песни, как люди. Их встречают с теми же чувствами. Стоило запеть  Евгению Штейнмиллеру о последних защитниках безымянной высоты, как зал откликнулся слезой и голосом - люди плакали и тихонько подпевали. Подпевали и слегка раскачивались в своих креслах, когда Ирина Макарова пела лирическую песню В. Соловьева- Седого "Матросские ночи". Когда же дело дошло до "Дня Победы" Д. Тухманова переполненный зал встал и стал подпевать всем солистам. "Спасибо!" - со слезами на глазах благодарили ветераны.

Текст: Татьяна Веснина.

Фото: Игорь Волк, Владимир Бобрецов.