bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения

Три лица композитора Рыбникова

Под тра-ля-ля публика вспоминала детство, а филармония завершала цикл абонементных концертов «От симфонии до синематографа»

Название концерта «Симфония и «Авось», состоявшегося 29 апреля в БКЗ Томской филармонии, объединило альфу и омегу творческого наследия композитора Алексея Рыбникова. Известный, как автор музыки к рок-опере «Юнона» и «Авось», он пишет и серьезную музыку – симфонии, концерты, пьесы для разного состава ансамблей. Только о первом Рыбникове знают едва ли не все, а о втором – избранные, в основном музыканты и музыковеды. Есть еще и третий Рыбников – сочинитель киномузыки. Его песни и саундтреки к фильмам «Приключения Буратино», «Шла собака по роялю», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Про Красную Шапочку», «Приключения капитана Врунгеля», «Большое космическое путешествие», «Тот самый Мюнгаузен» помнят многие, по ним и фильмы вспоминают, но далеко не все сразу назовут имя композитора. В завершающем концерте филармонического абонемента «От симфонии до синематографа» объединились все три ипостаси Алексея Рыбникова. На контрасте познания и узнавания и была выстроена программа.

Тема вдохновения из музыки к фильму «Тот самый Мюнхгаузен», которую симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко сыграла в романтическом ключе, стала своеобразным эпиграфом к путешествию в мир творческих фантазий композитора, который еще в раннем детстве мечтал иметь свой театр. Возможно, такие мечты пришли в голову ребенку, который с детства был окружен искусством: мама – художник, папа – музыкант, скрипач в знаменитом оркестре Александра Цфасмана. Между прочим, первый композиторский опыт Алексея связан с постановкой сказки – как утверждает Википедия, в шесть лет Алексей сочинил балет «Кот в сапогах», то есть музыку для спектакля.

Было ли в том сочинении зерно будущих композиций Рыбникова, которые прославили его? – оставим эту загадку биографам. Но можем смело сказать, что концерт «Симфония и «Авось» вписался в театр Алексея Рыбникова, если слово «театр» трактовать в самом широком смысле. Актерами в этом спектакле выступили все музыканты Томского Академического симфонического оркестра, солисты Томской (Екатерина Клеменс, Ирина Макарова, Юлия Шинкевич, Татьяна Кузнецова, Евгений Штейнмиллер, Вячеслав Клименко) и Новосибирской филармоний (Антон Гринькин), а в роли постановщиков – главный дирижер ТАСО Ярослав Ткаленко и музыковед Василина Сыпченко, которая сыграла еще и роль ведущей. Видеосопровождение обеспечил Игорь Цвигун, а за пультом звукорежиссера стоял Михаил Митяев.

Итак, после пролога, который напомнил нам и героя фильма – самого честного человека на свете, мечтателя и фантазера барона Мюнхгаузена, верившего в 31 мая и назначавшего свидание в «шесть дня», и призыв драматурга Горина: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! зал вслед за оркестром открыл для себя нового Рыбникова. Начали со сказочного Concerto-grosso «Синяя птица». Это произведение по мотивам пьес М. Метерлинка "Синяя птица" и "Обручение"  было создано в 2007 году, по форме - барочная музыка, по содержанию – абсолютно современная с яркими чертами стиля Рыбникова – полифоничность, романтичность с легким флером иронии и абсолютная «хрустальность» музыкального письма. Сказочный мир оркестр под управлением маэстро создал буквально с первых тактов, когда флейта Евгения Некрасова вместе со скрипкой Анны Штрауб, поддержанные аккордами фортепиано Павла Шинкевича, нарисовали загадочный лес, наполненный таинственными приключениями. Роль Души Света, которая и вела за собой Тильтиль и Митиль ,была поручена виолончели Евгении Никифоровой, и она вела детей по пространству их памяти, по пространству культурных ассоциаций. Композитор в своей партитуре, казалось, не забыл ни один инструмент, давая каждой группе симфонического оркестра пространство для своего высказывания.

Следующее сочинение дорисовало портрет серьезного композитора Рыбникова. В палитре Симфонии №6 есть краски и нежно-пастельные, но все-таки преобладает гамма бурно пурпурных, стремительно фиолетовых с переходом в порывисто ультрамариновые оттенки. Оркестр исполнил только вторую часть «Токкату», но и в ней угадывался Рыбкников, стремящийся в напряжении музыки передать стремительное, вихревое движение Вселенной, зарождение и движение мечты к той далекой цели, что называется счастьем. Надо сказать, в целом для оркестра и дирижера это была первая встреча с симфонией, но оказалось, что два музыканта – Денис Смирнов (гобой) и Захар Никифоров (валторна) имели счастье участвовать в премьером исполнении Симфонии – 12 июня 2008 они играли свои партии в составе сводного симфонического оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева на Фестивале симфонических оркестров мира.



Вторая страница творческой биографии композитора, чье имя на афише побуждало к приятным воспоминаниям детства и юности, ибо расцвет его творчества пришелся на 80-е годы ХХ столетия, оказалась связанной с вокализами. И на сцену вышли солисты Томской филармонии. Легкомысленное, озорное, ничего незначащее «тра-ля-ля», которое на два голоса выводили Ирина Макарова и Евгений Штейнмиллер на сцене БКЗ, вдруг отозвалось аплодисментами в зале. Эта песенка без слов из фильма В. Грамматикова «Усатый нянь» почти всем слушателям напомнила о детстве, о времени, которое уже никогда, казалось бы, не вернуть. И вдруг мелодия, как золотой ключик, отперла дверцу в памяти. И вместе с музыкой, которую играл Томский Академический симфонический оркестр, в зал ворвалась радость ожидания больших побед, большой взрослой жизни. Это состояние предчувствия чего-то необыкновенно красивого чувства есть в песни из фильма «Вам и не снилось», и это чувство прекрасно передали Ирина Макарова и Татьяна Кузнецова. Дуэт Екатерины Клеменс и Евгения Штейнмиллера, исполнивших песню из фильма «Большое космическое путешествие», оживили воспоминания о первой школьной дружбе и ожидания любви.

Неожиданным карнавалом в контексте всего музыкального представления сочинений Рыбникова оказалось представление песен из волшебных сказок «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». Евгений Штейнмиллер сыграл роли Звездочета и Кота Базилио, Ирина Макарова была неотразима в образе Лисы Алисы. Роль Дуремара с тонким пониманием комического исполнил Вячеслав Клименко, его поддержал хор Лягушек – Екатерина Клеменс и Юлия Шинкевич. В красной шапочке и с корзинкой в руках Юлия Шинкевич издалека напоминала исполнительницу главной роли в фильме-сказке Яну Поплавскую. Роль Пьеро исполнил тенор Новосибирской филармонии Антон Гринькин, он не стал прибегать к костюмированному представлению песни, но голосом создал образ влюбленного Пьеро.

И вот наступил момент, которого ждали все, и, может быть, ради которого и пришли на концерт. Рыбников – автор музыки рок-опер, перевернувших сознание молодых людей 80-х годов – предстал во фрагментах из сочинений «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось». Как случается, что музыка, написанная по случаю, заказанная для спектакля, вдруг становится визитной карточкой не только композитора, но символом своего времени? Сегодня уже никто не задается этим вопросом, просто все знают, что Алексей Рыбников своей рок-оперой «Юнона» и «Авось» угадал настроение, уловил тончайшие связи времени и  состояния общества и выразил это в музыке. А может быть, это зрители перенесли романтическую историю любви русского офицера к красавице испанке, на музыку Рыбникова? В музыкальном спектакле, что развернулся на сцене концертного зала филармонии, героев фильмов и спектаклей достойно представили солисты Филармонии. От имени Хоакина Мурьеты пел Евгений Штеймиллер, арию Звезды под аплодисменты спела Татьяна Кузнецова, арию «Ангел, стань человеком» исполнил Вячеслав Клименко, «Белый шиповник» - Юлия Шинкевич, Антон Гринькин, Вячеслав Клименко. Завершили спектакль знаменитой «Аллилуей любви», в исполнении которой приняли участие все солисты и артисты симфонического оркестра.

Вот так под тра-ля-ля, под арии из рок-опер томская публика вспомнила и свое детство с юностью и простилась с абонементом «От симфонии до синематографа». Но ненадолго простилась. В новом сезоне томичей ждет «Музыкальный кинозал» с музыкой Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина и Эдисона Денисова.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА.