bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Грёзы Ференца Листа

Историю любви Листа и Мари д’Агу «рассказали» Николя Челоро и «Steinway»


Французский писатель и поэт середины XX столетия Жан Деспер однажды написал довольно объёмный рассказ о Ференце Листе – об одной из самых легендарных фигур в истории музыки. Деспер адресовал нас не к концертной карьере Листа – по-настоящему звёздной, почти невероятной. Он писал не о том, как Лист-композитор обновил каноны музыкального искусства романтического XIX столетия. И вовсе не биография великого музыканта лежит в основе фабулы этого рассказа. Называется он «Ференц Лист, или Грёзы любви», и именно они – грёзы любви Листа – и становятся внятными нам, читателям, когда мы листаем страницы этого рассказа.

История любви Листа и Мари д’Агу стала фабулой и заключительного в этом сезоне концерта абонемента Томской филармонии «Стейнвей-вечера». 26 апреля в БКЗ за роялем появился замечательный французский пианист Николя Челоро, ученик одного из ключевых пианистов XX столетия Дьёрдя Циффры, выпускник Парижской консерватории, музыкант, о котором журнал Diapason писал так: «…Николя Челоро виртуоз первого плана, как в технике, так и в манере исполнения… ».

Челоро можно назвать создателем нового формата сольного фортепианного концерта, формата, который не так просто охарактеризовать одним словом. Это концерт-литературный вечер-шоу-спектакль. Суть его в том, что нитью традиционного клавирабенда становится какое-либо литературное произведение, так или иначе связанное с музыкой. Сюжет этого рассказа или этой пьесы и определяет ход фортепианного вечера: рояль живо откликается на слово, а слово точно следует за звуками музыки. Челоро создал такие концерты-спектакли о Бетховене, Моцарте, а томичам предложил историю любви Ференца Листа - волнующий музыкальный рассказ о тайных страницах жизни великого музыканта, о чувствах, оказавших большое влияние на его становление как композитора, определивших благородство его души, об особом очаровании той эпохи, о многочисленных путешествиях Листа по Европе, – обо всём том, что дает нам возможность соприкоснуться с самыми прекрасными и известными произведениями Листа.

Музыкальная сторона томского концерта-спектакля 26 апреля подарила нам «золотой альбом» листовской фортепианной музыки. Разумеется, финалом вечера стал знаменитый ноктюрн «Грёзы любви». На «бис» прозвучала виртуознейшая Венгерская расподия №6. А в самом концерте мы слышали 2-ю Рапсодию, «Долину Обермана» и «Женевские колокола» из цикла «Годы странствий», пьесы «Вздох» и «Утешение №3». Исполнениие каждого произведения публика встречала с огромным энтузиазмом, а настоящей торжественной кодой вечера стала овация, которую зал устроил Николя Челоро.
Литературной нитью вечера был рассказ Жана Деспера, между строк которого и была вплетена музыка Листа.

Проза Деспера звучала в исполнении художественного руководителя Томской филармонии Дмитрия Ушакова. Он очень живо и тонко вёл слушателя от одного сюжета к другому, делая героев рассказа живыми и близкими для нас. Несмотря на то, что стиль Деспера отличается определённой лапидарностью и некоторой статикой, Д. Ушакову удалось выстроить повествование так, что внимание слушателей, направляясь от одной пьесы Листа к другой, от одного кадра его биографии к другому, не ослабевало, а, напротив, становилось всё более напряжённым.

Полтора часа концерта пролетели как пять минут, и публика долго не отпускала участников вечера.

Абонемент «Стейнвей-вечера» ждёт вас, дорогие друзья, и в следующем сезоне.
Ждём вас на концертах этого абонемента!

Текст: Дмитрий АПРЕЛЕВ.