bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Гениям легко


Композиторы редко сами дают своим симфониям названия. Зато слушатели в 18 столетии склонны были придумывать для больших четырехчастных оркестровых сочинений названия, отражающие или какую-либо их особенность, или образный строй, или жизненную ситуацию, или возникшие ассоциации. Например, среди симфоний венского классика Йозефа Гайдна имеются «Медведь» (№ 82), «Часы» (№ 101), «Охота» (№ 73), «Траурная» 
(№ 44), «Прощальная» (№ 45), «Учитель» (№ 55), «Курица» (№ 83), «Оксфордская» (№ 92), «Сюрприз» (№ 94).

В концертной программе «Неизвестная венская» 30 сентября в Органном зале вы услышите редко исполняемую симфонию № 49 Й. Гайдна, именуемую «Страстная» (La Passione), ибо связана она с темой страдания и смерти Иисуса Христа.



Представьте себе ситуацию: у вас гости, вы приятно проводите время. Гости собираются домой, и вы выходите на улицу – проводить их, причем не просто так, а с гитарой. На прощанье вы поете какую-нибудь песенку, а между её куплетами разбавляете музыку песни красивыми гитарными наигрышами. А теперь – внимание, вопрос! Как назывались бы эти наигрыши в Испании начала XVII века?

Ответ звучит парадоксально. Это ПАССАКАЛИЯ. Именно так – из уличных гитарных наигрышей – родился этот жанр, который позже был увековечен великим И.С. Бахом. Ко временам великого кантора из Лейпцига пассакалия понималась как достаточно протяженное произведение, в подавляющем большинстве случаев – минорное, и представляющее собой ряд вариаций на неизменную басовую мелодию (тему). Как видите, от гитарных наигрышей довольно далеко… Но – такова история!

Пассакалия до минор И.С. Баха ждёт вас в Органном зале 18 сентября, в исполнении замечательного органиста, доцента Московской консерватории Алексея Шмитова.





Проведение концертов академической музыки вне специальных концертных залов в наше время уже стало традицией. В массовой культуре такие концерты получили название «Оpen-air».

Когда же они появились впервые? Точную дату назвать достаточно сложно. Существует версия, что тенденция проведения подобных мероприятий была заложена авангардистами в начале XX века. Оpen-air-концерты, устроенные на городских площадях, футбольных стадионах, парках пронизаны особой атмосферой и открыты для широкой публики. В такой обстановке совершенно по-иному воспринимаются даже хорошо знакомые музыкальные произведения. В сочетании с гулом улицы, естественными звуками природы они теряют черты фундаментальности и принимают иные свойства.

Одним из самых известных и многолюдным Оpen-air-концертом считается концерт Венского филармонического оркестра в парке у дворца Шёнбрунн (Вена, Австрия), который проводится ежегодно начиная с 2004 года в мае-июне. Один концерт собирает более 100 000 зрителей!

Среди композиторов, чьи произведения регулярно исполняются на этих концертах - П. Чайковский, Г. Берлиоз, И. Стравинский и, безусловно, музыка австрийской династии Штраусов.

Прочувствовать редкую атмосферу Оpen-air-концерта Вы сможете 26 августа в 18.00 в саду Томского областного краеведческого музея.

Продлите себе летний отдых!



Тайны имени…

Знаете ли Вы, что, скорее всего, фамилия Бах образована от прозвища, которое восходит к немецкому слову Bach - «ручей, поток; источник; приток небольшой реки». Высоко оценивая вклад И.С. Баха в профессиональную музыкальную культуру, Людвиг ван Бетховен в свойственной ему патетической манере произнес «Не ручей, а море должно быть ему имя!»

На латинском алфавите эта фамилия записывается как Bach и три из четырех букв фамилии проявили планеты космограммы великого композитора. Согласно Алфавитному Зодиаку, это говорит о том, что предки Баха наработали сценарий фамилии и дали ему в наследство огромные силы для продолжения родовой программы. Фамилия Бах означает «ручей», следовательно, композитор носил фамилию, связанную с ландшафтом и проявляющую мистерию VI дома гороскопа.

Такие фамилии ставят перед человеком ответственную задачу миссионерства и несения идей. В тоже время такие фамилии требуют скромности, умения не противопоставлять себя другим людям. Иоганн Бах соответствовал всем условиям, поставленным перед ним программой фамилии. Он был гениальным композитором, но во всех остальных сферах жизни проявлял себя как среднестатистический человек своего времени. Он жил нормальной жизнью, работал, был дважды женат (так как первая жена умерла), имел много детей и умел радоваться жизни.

Вторая буква фамилии «а», которая является одновременно стержневой и ударной, проявила экзальтированное Солнце в знаке Овна, поэтому главный сценарий фамилии был связан с творчеством, кипучей энергией и жизнеутверждением. А для того чтобы преодолеть искушения по последней букве фамилии – «h» - Иоганну Баху надо было сделать ставку на лучшие проявления Плутона в знаке Рака, на продолжение рода, культурных традиций, ощущение глубинного родства со всеми людьми.

А некоторые исследователи приводят ещё один вариант происхождения фамилии Баха: от немецкого слова «бакстро» (backtrog), обозначающего квашню – деревянную кадку, кадушку для теста. А ведь в этом тоже что-то есть…

Некоторые загадки времен Баха и его личного творчества будут приоткрыты на органном концерте в Органном зале филармонии «Бах или не Бах?»
23 августа в 19-00
.






У композитора Лефебюра-Вели было три имени. Его звали Луи Джеймс Альфред.

Это был один из лучших органистов первой половины XIX столетия, блестящий импровизатор, неординарный композитор. Именно он играл на органе на отпевании Фридерика Шопена. И именно он прославился очень нестандартным подходом к органному репертуару. Лефебюр-Вели эпатировал прихожан парижских церквей своими импровизациями: во время мессы он вполне мог сымпровизировать офферторий на мелодию какой-нибудь популярной салонной песенки, а в конце службы сыграть пьесу в духе канкана Оффенбаха.

Он мог на органе изобразить практически всё что угодно – от громовых раскатов и завывания ветра до шипения шампанского. Это было действительно новое органное искусство. 18 июля музыка Луи Джеймса Альфреда Лефебюра-Вели звучит в органном концерте «Однажды летним вечером».





Среди самых популярных фортепианных произведений одно из лидирующих мест занимает Соната № 14 Людвига вана Бетховена, более известная под названием «Лунная», присвоенное произведению (а точнее, только первой части!) уже после смерти композитора.

Это название принадлежит другу Бетховена - немецкому романисту, драматургу и музыкальному критику Людвигу Рельштабу. Под звуки первой части сонаты он представил образ Фирвальдштетского озера тихой ночью, в котором от поверхности воды отражались переливы лунного света.

Многие композиторы и музыкальные критики не разделяли такую трактовку музыкальных образов произведения. Русский композитор, пианист Антон Рубинштейн считал, что первая часть сонаты глубоко трагична и скорее всего в ней показано небо с густыми облаками, но никак не лунный свет. Французский композитор Гектор Берлиоз высказывался о том, что первая часть больше всего напоминает «солнечный день» нежели ночь, а Александр Майкапар, российский клавесинист, органист и музыковед разделял точку зрения Берлиоза и говорил, что в сонате нет того самого «лунного свечения», о котором высказался Рельштаб.

Решить чего же будет больше в известном произведении – солнца или луны – каждый слушатель сможет самостоятельно на концерте «От солнца до луны», который состоится 11 июля в Органном зале Томской филармонии, где шедевр с двухсотлетней историей будет исполнен на органе.





Знаете ли вы, какая Вы нечисть по знаку зодиака — Русалка, Кикимора или может Баба-яга? Хотели бы узнать? Тогда знакомьтесь скорее с гороскопом* нечистой силы! Вся «нечисть» встречается на «Ночи перед Ивана Купала». Томская филармония приглашает на концерт 5 июля в Органном зале!

Змей Горыныч – ОВЕН (21 марта – 20 апреля)

Неослабевающая энергия правящей планеты – Марс влияет с такой силой на бедное животное, что все вокруг него бегают с прожженными дырами и пахнут паленым. Поэтому его негасимую заботу и внимание, как и его самого, трудно не заметить. Обжигает всеми частями речи честно и прямолинейно, но лучше бы молчал. Змей Горыныч импульсивен, ему следует досчитать до тридцати и хорошо подумать каждой своей головой, прежде чем лететь и созидать, разрушив все до основания. Ему не удается примерить чужую шкуру, ни одна шкура не налезет на такую масштабную личность. Поэтому это ползающая, летающая, спящая и огнеметная самоуверенность, непомерная гордыня и истина в последней инстанции. Пылкий сторонник вежливой диктатуры и тактичного навязывания собственного мнения прицельным огнем, но первым в драку не полезет. В каждой бочке массивная затычка, которая стремится руководить и владельцем бочки, и напитком, и бочкой. Мыслит глобально, с размахом, сильно преувеличивая факты.

Домовой – ТЕЛЕЦ (21 апреля – 21 мая)

Если у вас завелся в квартире Домовой, не отчаивайтесь, считайте, что вам крупно повезло, вы задешево приобрели Тельца, причем Золотого. Вдохните полной грудью и больше не дышите думайте о материальном, не задавайтесь ежедневно глупым вопросом: «Куда делись деньги?» Деньги, появляясь в доме, сразу же сохраняются в надежной банке, до которой вам без веской причины и челобитной не добраться. Лучше подумайте о чем-нибудь духовном, например, о душе, потому что Домовой, хоть заботливая и практичная, но нечисть, и жизнь вас ожидает беспокойная. Домовой ревнив, упрям, эгоистичен, неуступчив в спорах, так что лучше молча соглашаться на все. Особенно незавидна ситуация, когда вы въехали со своим самоваром Домовым, а предыдущие жильцы своего Домового не забрали. Какое-то время вам придется пожить в аду. В доме станет нестерпимо жарко, вас обвинят во всех смертных грехах, вокруг станут летать бьющиеся, колющиеся, режущиеся предметы домашнего обихода, вас измучит бессонница и потусторонние мрачные голоса, которые нудно выясняют кто в доме хозяин.

Леший – БЛИЗНЕЦЫ (22 мая – 21 июня)

Дико переменчивая натура, шампунь и кондиционер в одном флаконе. Три минуты назад Леший устраивал вам головомойку и давал жару в стране угля, что не так стояли, свистели, грибы собирали, а теперь заботливо веет прохладой, как кондиционер. Чтобы выяснить с Лешим отношения, нужны ангельское терпение, чувство юмора и уйма свободного времени. Послушать Лешего, так у всех, кроме него, руки-ноги-голова растут не оттуда, откуда нужно. Леший обладает тремя дарами: даром слова, даром дела и даром занудства, причем раздает их даром. Управляемый быстроногим Меркурием Леший подвижен, как ртуть, бегает, мельтешит, впаривая никому не нужный отвар из свеженарытого мха. Леший не врет, а играет воображением, не путает следы, а шутит, не строит козни, а развлекается, не опаздывает, а задерживается. Поэтому он превосходный политик, интриган и талантливый критик всех и вся.

Кикимора – РАК (22 июня – 22 июля)

Эмоциональная, сентиментальная, мечтательная, чуткая, ласковая и добродушная нечисть. Двойственная, противоречивая натура, любит перемены и разнообразие, ей хочется то к бабам, то к девкам побыть то Кикиморой домашней, зависимой, то Кикиморой дико-свободной, болотной. Рассорившись с Водяным, бежит к Домовому, обидевшись на Домового, возвращается к Водяному, разрываясь между домом и болотом, как правило, несчастна и не понята в личной жизни. Обладает даром предвидения, если вы напились из копытца, значит, козленочком станете, если полезли сдуру топиться в болото, значит, у вас не все дома. В любом случае, вам понадобится скорая на помощь Кикимора. Она на вас душевно накричит, поставит сотню пиявок, обольет холодной водой, измажет в лечебной грязи, укутает тиной и уложит под куст выздоравливать. Кикимора бескорыстна, умеет хранить секреты, вы можете ей доверить золотую монету, пока отлеживайтесь под кустом. Она ее закопает, и к утру у вас вырастет целое дерево, усыпанное золотом. Кикимора верный и преданный друг, попадая в ее клешни, вы обречены.

Кот Баюн – ЛЕВ (23 июля – 23 августа)

Царь зверей, удалившийся на сомнительный покой, впавший в детство вернувшийся к истокам. Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит, делает это мастерски с большой харизмой, даже если не обладает ни слухом, ни голосом. Может убаюкать, пусть не время, не место, и вы спать не собирались. Разомлеете – заснете навеки, но будете видеть цветные сны. Наделен интеллектом и магнетизмом, но часто страдает амнезией: «Я – не я, и котята не мои, где был, кого добил интеллектом, примагнитил намертво – не помню». Великодушен и благороден: «Всем, кому должен – прощаю!» Любит опекать, особенно слабых: мышку, зайку, хомячка, птичку, рыбку. О нем следует неусыпно заботиться – кормить сметаной, свежим мясом, поить сливками, гладить по шерсти, вычесывать блох, иначе захиреет и откажется побыть у вас смыслом жизни. Не обольщайтесь, Кот Баюн – дикое животное, как его не корми, все в лес смотрит. Упрямый, наглый и чертовски сообразительный хищник.

Баба Яга – ДЕВА (24 августа – 23 сентября)

На самом деле – это Василиса Премудрая, уставшая от суеты и разочаровавшаяся в людской породе, которую знает, как облупленную. Мизантроп и циник, серый кардинал на пенсии, который уединился в глуши для хитроумного плетения бисером козней. Мирно варит зелья, сушит на зиму мухоморы. Натура замкнутая, излишне осторожная, занудная и требовательная. Нечисть справедлива, въедлива и дотошна, читает дурные мысли, понимает гадости с полуслова, выражается в ответ адекватно. Слабый стратег, но сильный тактик. Замечания Бабы Яги часто ранят, поступки шокируют, безжалостность и холодность обижают добрых молодцев. Нечисть трудолюбива, нерасточительна, хозяйственна и бережлива, но азартна, «под настроение» может спустить на ветер накопленные средства, играя с Соловьем Разбойником в преферанс. У Яги в избушке идеальная организация труда, зелья расставлены в правильном беспорядке, пауки ткут паутину в строго отведенных углах, мухи летают по намеченной траектории.

Мара – ВЕСЫ (24 сентября – 23 октября)

Приведение живет в средневековом замке густом тумане, особенно по утрам. Таинственное, мутное создание, куда пойдет – не знает, что наденет – не выбрало, с кем – неизвестно, зачем – не придумало, скорее всего, вообще никуда не пойдет, потому что это нужно вставать, тащиться тщательно взвесить все «за» и «против». Без анализа ситуации, которую сама замутит до предела, Мара пальцем не шевельнет, ухом не поведет. Приманить нечисть можно только «на жуткий интерес». Сторонница убеждений, зачем бежать, если можно стоять, зачем стоять, если можно сидеть и зачем сидеть, если можно лежать. Нечисть не случайно олицетворяют со смертью от удушья, достаточно с ней пройтись по магазинам, и вы либо ее придушите, либо сами выдохнитесь. Мара не столько ваш ночной кошмар, сколько воплощенная судьба-злодейка, сплошная морока и легкое помрачнение рассудка. Достать может с того света и бестактно, но ласково, вынести вам мозг. Не переживайте, днем нечисть досаждать не будет, ее не видно – не слышно.

Русалка – СКОРПИОН (24 октября – 22 ноября)

Если вы твердо решили искупаться, приготовьтесь к худшему. Воспитайте силу воли, запаситесь терпением, научитесь ровно дышать, купите непромокаемые бируши и белые резиновые тапочки, вдруг на вашем жизненном пути встретится Русалка. Русалка будет сидеть на камушке посреди водоема и доооооолго расчесывать свои дивные волосы чудесным гребнем, даже если на голове у нее куцый ежик. А вы должны торчать восторженным истуканом на берегу в тапочках, с полотенцем наперевес, не дыша, чтобы никаких кругов по воде не мешать процессу. Если помешаете, Русалка утопит в омуте эмоций. Натура сложная, загадочная, эмоциональная, кидающаяся из крайности в крайность, то сидит в озере, то лезет в бутылку на дуб, то сладко поет, то вопит пожарной сиреной, то ангел, то черт знает что. Из любви к вам способна отдать голос ведьме, и тут же превратит вас в пену морскую, потому что вот такая вся изменчивая и импульсивная. Русалка независима, непокорна, своенравна, ускользает из любых сетей, манипулировать нечистью можно, но осторожно, в ежовых велюровых рукавицах. Больше давите на жалость, Русалка где-то очень глубоко в душе добра и отзывчива.

Лихо Одноглазое – СТРЕЛЕЦ (23 ноября – 21 декабря)

На самом деле, Лихо Двуглазое, но если разбудить, когда не выспалось, то оно начнет лихо ваш отстрел. Нечисть схватит лук, стрелы, подушку, что подвернется под руку, аккуратно прицелится, щуря глаз… она все делает тщательно и аккуратно… вы запомните этот прекрасный одноглазый лик на всю короткую жизнь, оставив назидание потомкам: НЕ БУДИТЬ! Именно про ребенка-Лихо говорили: «У семи нянек дитя без глаза». Оно выросло, няньки попали под лихой естественный отбор, но неугомонность, жизнерадостность и энергию через край нечисть сохранила, впрочем, как и безглазость. Лихо – законченный идеалист и неизлечимый романтик, верит в светлое будущее, в любовь с первого взгляда, в дружбу со второго, в развод и девичью фамилию с третьего. Наступая на одни и те же грабли, упрямо закрывает глаза на людские пороки разбрасывать повсюду утварь, поэтому гордо идет по жизни с синяком под глазом и рубцами на израненном граблями сердце. Если горите желанием узнать о себе всю правду, не боясь стрелы в попу, подушки по ушам, лука репчатого в глаз, сходите к Лиху и поинтересуйтесь.

Кащей Бессмертный – КОЗЕРОГ (22 декабря – 20 января)

Натура цельная, упрямая, честолюбивая, огнеупорная, водонепроницаемая, пуленепробиваемая и сильно волевая. Единственная нечисть, не склонная к полноте, но не рискуйте ее обозвать суповым набором, она прощает обиду, если только вы, молодой орел, сидите в темнице сырой и громыхаете на последнем издыхании цепями. Руководитель и стратег, берет на себя всю ответственность за добытое в борьбе золото, над которым добровольно чахнет. Ценит материальные ценности «просто так», в сундуке, а не за комфорт. Вы всегда можете ему поплакаться в берцовую кость, он пессимист, посочувствует так вашему горю, радикулиту и куче проблем с зубами, что сразу поймете – будет хуже. Ревнив, но сдержан, проблему своей головной боли решает радикально – вашей гильотиной. Любит одиночество с Василисой Прекрасной на кухне и с дюжиной Иванов-Царевичей в подземелье, потому что ворчать, философствовать, остроумничать и ценить все прекрасное в приятной компании веселее. Маньяк и азартный игрок во всем, чрезвычайно терпелив, ждать и может вечность, у него есть время.

Соловей Разбойник – ВОДОЛЕЙ (21 января – 18 февраля)

Ленивая, дружелюбная, безответственная нечисть, предпочитает сидеть на ветвях и постоянно вам свистеть. Натура воздушная, порхает по жизни, льет воду на свою мельницу, успешно раскручивая колесо фортуны. Прекрасно знает что, кому и когда насвистеть лихим молодецким посвистом. Чаще всего Соловей Разбойник выбирает творческие профессии пера и топора. Нечисть обаятельна до дрожи в коленках, оптимистична, общительна, разливается соловьем, поэтому вас терзают смутные сомнения, может это не разбойник с большой дороги, а Робин Гуд, отказавшийся от домашнего уюта, чтобы дать волю и свободу ничего не подозревающему путнику. Соловей Разбойник любознателен и сердоболен, заботливо проверит, далеко ли вас унесло ветром, сколько рук-ног вы сломали, какое количество съестного и недопитого у вас осталось в котомке. Нечисть щедро одарена от природы, но многочисленные таланты не успевает развить. Креативна, но в вечном поиске, легко строит воздушные замки, и легко их разрушает на глазах у изумленной публики.

Водяной – РЫБЫ (19 февраля – 20 марта)

Если вы сели в глубокую лужу, вас стремительно засасывает, вы начинаете гибнуть и возмущенно булькать, но вдруг появляется нечто бледное, зеленое, решительное, которое вас тянет, как бегемота, расхваливая патриотически родную лужу, не сомневайтесь – перед вами Водяной. Он настолько любит свое болото, что предпочитает из него не вылезать. Правда в глубине души Водяной – Крупная Золотая рыба, мечтает о морях и кораллах, опасных приключениях и исполнять любые разумные желания, начиная от корыта и заканчивая столбовым дворянством. Неисправимый тяжелыми условиями жизни романтик, верит в алые паруса, обладает живым воображением устрицы и интеллектуальным потенциалом дельфина. Водяной скромен, общителен, застенчив, нервозен, когда не понимают его возвышенных порывов помочь ближнему удержаться на плаву, обижается и надолго прячется под корягу. Душа у нечисти тонкая, ранимая, но на болоте ни одна тварь этого не ценит. Не проходите с дурными намерениями мимо водоемов, чистому душой Водяному опасно действовать грязными мыслями на нервы.

*гороскоп взять с просторов интернета






Знаете ли вы, что знак, без которого не отправить ни одно сообщение по электронной почте, имеет отношение к самой яркой звезде Сириус? Древние римляне называли эту звезду Canicula (Собачка).

С появлением этой звезды на небосводе римляне и другие древние народы прекращали работу, торговлю, учебу и предавались развлечениям и отдыху. Музыкальные страницы известного романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и калейдоскоп танцевальных мелодий - «Вальс цветов» разделяет всего одна ночь. Ночь, накануне появления звезды по имени Canicula.



 

Вряд ли в наши дни найдётся композитор, который ведёт блог на эсперанто и даёт частные уроки бесплатно. Более того, именем которого называют музыкальные школы и целую аудиторию – класс №9 - в Московской консерватории.

Именно таким композитором был Сергей Иванович Танеев, автор кантаты «Иоанн Дамаскин», которая прозвучит в программе концерта-закрытия очередного филармонического сезона 14 июня 2018 года в Большом концертном зале.

Кстати, эта кантата не о жизни одного из отцов Церкви, богослова, автора гимнов Иоанна Дамаскина, которого до монашества звали Мансур ибн-Сарджун ат-Таглиби. Эта кантата, по сути, написана на текст Дамаскина, в вольной стихотворной интерпретации поэта А.К. Толстого.





Знаете ли вы, что Моцарт вовсе не жил в бедности. Он получал щедрые гонорары. К примеру, за один час преподавания на фортепиано он выставлял счет в 2 гульдена. Для сравнения, его служанка получала 12 гульденов в год. Тем не менее, благодаря крайне расточительному образу жизни, он оставил гору долгов, и, действительно, был похоронен в могиле для бедняков.

Россыпи вокальных мелодий признанного гения и его бессмертная комическая опера «Свадьба Фигаро» предстанут вниманию томичей 19 июня 2018 в Органном зале Филармонии. Не пропустите!





А знаете ли вы, что, не смотря на высокую скорость написания музыки, у Джоаккино Россини бывали случаи, когда он не успевал закончить музыкальную партитуру в срок. И так было с увертюрой к опере «Отелло»: премьера на носу, а увертюры все еще нет!

Директор театра «Сан-Карло», не долго думая, заманил Россини в пустую комнату с решетками на окне и запер композитора, поставив ему всего лишь тарелку со спагетти, и пообещал, что пока не будет последней ноты увертюры, Россини из своей «тюрьмы» не выйдет и еды не получит.

Сидя взаперти, Россини очень быстро закончил увертюру.

Так же было и с увертюрой к опере «Сорока-воровка», которую композитор сочинял в тех же условиях, запертым в комнате. Причем сочинял он ее в день премьеры! Под окном «тюрьмы» стояли рабочие сцены и ловили готовые листы с нотами, а затем стремглав бежали к нотным переписчикам. Разъяренный директор театра приказал людям, охранявшим Россини: если вдруг листы нотной партитуры не будут выбрасываться из окна, тогда из окна вышвырните самого композитора!

Знаменитую увертюру к опере «Сорока-воровка» Дж. Россини вы услышите на концерте 21 апреля в Большом концертном зале Филармонии в исполнении Томского Академического симфонического оркестра по управлением заграничного Маэстро из Тайваня Хо Чунга.





«Тангейзер» Вагнера был впервые поставлен в Германии, в городе Дрезден. Несколько позже Вагнер сделал версию этой оперы для Парижа. Её главным отличием стала балетная сцена: ведь во времена Наполеона III опера без танцевальных сцен была бы обречена на провал. И Вагнер блестяще справился с задачей. Беда только в том, что единственным подходящим местом для балета была первая сцена оперы – сцена в гроте Венеры. Но с точки зрения молодых парижан из светского общества, патронировавших парижскую «Гранд-опера», этот балет шел недопустимо рано — ведь к началу оперы их еще не было в театре, они имели обыкновение несколько задерживаться. И поэтому молодые денди не успевали увидеть самое для них привлекательное в «Тангейзере» — молоденьких балерин. Рассерженные таким положением дел, эти веселые молодые люди организовали протест: на втором и третьем спектаклях они вели себя настолько вызывающе, что Вагнер забрал свое произведение.

А увертюра к опере «Тангейзер» стала одной из самых исполняемых оркестровых пьес Рихарда Вагнера. Вы её услышите на концерте 21 апреля 2018 года под управлением молодого талантливого дирижера из Тайваня Хо Чунга.





Сергей Васильевич Рахманинов был удивительно талантливым человеком. Он известен как гениальный композитор, виртуозный пианист и талантливый дирижер. Но Рахманинов «среди своих» и «среди чужих» - два разных полюса.

Из воспоминаний пианистки и педагога Ольги Николаевны Конюс: «Многие, видевшие его только на эстраде, с трудом верили в то, что этот человек… мог хохотать до упаду, рассказывать анекдоты и т.д.»

Друзья Рахманинова очень любили, когда при встречах он рассказывал о своей консерваторской жизни. Он с юмором вспоминал историю, когда с таким же студентом консерватории он снимал комнату на окраине Москвы. Денег было не много, приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. Однажды Сергей Васильевич потратил последние деньги на продукты, а на урок, в другой конец города, отправился пешком. Композитор планировал получить расчет за месяц, поскольку закончился период занятий. Каково же было его удивление, когда мать ученицы, выразила своё сожаление, что Рахманинову «в такой холод придется возвращаться домой в тонком пальто», предложила ему взять плед, а рассчитаться за уроки забыла!

Помимо чувства юмора Рахманинов поражал всех удивительным «чтением с листа» музыкальных произведений, изумительным слухом и удивительной памятью.

Из воспоминаний О.Н. Конюс: «Стоило ему прочитать новое сочинение три-четыре раза, и он уже знал его на память. Про этюд до-диез минор А. Скрябина Рахманинов как-то сказал: «Трудный этюд, я его учил целый час».

Музыка Сергея Васильевича Рахманинова будет звучать в концертах Филармонии 4 апреля «Юкуке Кикучи. Фортепиано, Япония» и 6 апреля в программе «РАХМАНИНОВ».






А знаете ли Вы, что итальянский скрипач-виртуоз, композитор, признанный гений мирового музыкального искусства Николо Паганини на своих концертах устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и «привета из деревни» - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой практически весь оркестр. Влюбленная публика прозвала его «Южным колдуном».

Причем, Великий маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало).

Среди множества различных сочинений Николо Паганини есть шесть скрипичных концертов. Один из них будет представлен 18 марта в БКЗ Филармонии в 18-00 в программе «ТИТАН» в исполнении одного из виртуозов современности, итальянского скрипача Давида АСКАНИИСА и Томского симфонического оркестра.

Не упустите возможность приобщиться к тайне музыкального мастерства легендарного Паганини!



    
фрагменты Композиции 14 для дирижера и ансамбля музыкантов В. Екимовского

Так выглядит партитура (нотная запись) «Baletto» - самого известного из произведений современного композитора Виктора Екимовского (г. Москва). Как вспоминает автор, он "придумал идею, что музыка может рождаться от любых движений дирижера и разработал партитуру, в которой используются все его телодвижения – головой, плечами, локтями, обеими руками".

На создание сочинения ушло несколько дней, но после этого оно почти семь лет пролежало без всякого движения. Никто из музыкантов не знал, как всё написанное (ведь в партитуре произведения нет ни одной ноты!) реализовать на сцене, пока за исполнение «Baletto» не взялся знаменитый Марк Пекарский. Ныне оно исполнялось более сотни раз различными ансамблями и дирижерами в разных городах России и за рубежом – Швейцарии, Германии, США и др.

Причем эти исполнения не похожи одно на другое и никогда не повторяются. Каждый раз звучание и хореографическое изображение «Baletto» уникально. Свой вариант «Baletto» в присутствии композитора Виктора Екимовского будет представлен Геннадием Пыстиным в Органном зале филармонии 1 марта в 19-00.






Импрессионизм часто называют художественным течением двух Клодов. Основателем импрессионизма в живописи считается Клод Моне. Именно название его картины «Впечатления. Восходящее солнце» дало название всему стилевому направлению. Ведь impression - это впечатление. Основоположником музыкального импрессионизма стал Клод Дебюсси. Символом музыкального импрессионизма является симфоническое сочинение «Послеполудень фавна».

Любопытно, что творцы-импрессионисты очень любили жизнь во всех её проявлениях и деталях, даже самых простых и бытовых.

Так, Клод Моне был утонченным гурманом. Его понимание физического и душевного комфорта держалось на трех китах: творчество, сад и хорошая кухня. Страстью Моне было собирание кулинарных рецептов понравившихся блюд. Друзья знали, что самым ценным подарком будет новый кулинарный рецепт или семена экзотического растения. Правда сам он не готовил, этим занималась профессиональная кухарка под руководством супруги художника Алисы. Кулинарная записная книжка Клода Моне сохранилась по сей день. В 1990 году жена праправнука художника выпустила книгу «Поваренная книга Моне: рецепты из Живерни», которая, к сожалению, пока не переведена на русский язык. Среди шестидесяти его оригинальных рецептов - Палтус, тушенный в белом вине; Фасоль с беконом в красном вине; Картофельный пирог; Клубничный мусс.

В музыкальное меню концерта «Два короля» 25 февраля 2018  входят ярчайшие образцы музыкального импрессионизма Клода Дебюсси в исполнении Томского Академического симфонического оркестра.



Секреты популярности


В XX веке итальянский маэстро Антонио Вивальди становится одним из любимых композиторов-классиков. Как выяснили современные музыковеды, ему удалось открыть пять секретов популярности. Мы готовы назвать их вам, дорогие слушатели Томской филармонии!
1. Наличие зримой конкретности, очевидности ассоциаций, использование бытовых жанров, дабы быть понятным для слушателей.
2. Преобладание моторной и виртуозной музыки, предпочтение быстрых темпов.
3. Умение найти гармоничное сочетание повторности и контрастов.
4. Умение находить короткие мотивы и фразы  с несложным, но ярким мелодическим рисунком и ритмической индивидуальностью, и сочетать их друг с другом.
5. Умение создать красивую и запоминающуюся мелодию.
Музыка А. Вивальди дана для радости и удовольствия. Она эстрадна в лучшем смысле этого слова. В ней есть все мыслимые музыкальные соблазны.
Убедиться в правдивости и осознать всё высказанное вы сможете на концерте "Рыжий священник" 18 февраля в 20.00 в Органном зале Томской филармонии.






«Я познакомился с большой знаменитостью, госпожой Санд, но ее лицо мне вовсе не понравилось…», - с такого признания болезненно-робкого Шопена начался почти десятилетний роман великого Фридерика Шопена и знаменитой французской писательницы Жорж Санд.

Госпожа Санд оказалась гораздо любезней.

«Один Ваш вальс, стоит всех моих романов», - сказала тогда она.

История любви, потрясшая XIX век, остается и в наше время трогательной и шокирующей.

        

Шопен однажды написал шутливую пьесу - музыкальное переложение проделок любимой собачки Жорж Санд. Мелодия, написанная как шутка, пережила её создателя и стала любимым произведением всех начинающих музыкантов. Это знаменитый «Собачий вальс»! Да-да, его автор Ф. Шопен!

Играйте это произведение Ф. Шопена и вы! Вот видеоинструкция! 


Ближайший концерт, в котором будет звучать музыка Фридерика Шопена - 8 февраля 2018 года, БКЗ - за роялем столичный пианист Михаил ЛИДСКИЙ.







В третьей части фильма «Любовь-морковь» (режиссёр С. Гинзбург) сюжет вращается вокруг трёх неизвестных яиц Фаберже с музыкальными названиями «Мелодия», «Соната», «Кантата». В одном из них предположительно спрятано неизвестное миру сочинение П.И. Чайковского. И когда, наконец, находится ключик к одному из этих яиц, в выдвижном ящичке обнаруживается нотная запись. При её исполнении публика слышит песенку «Чижик-Пыжик» и задаётся вопросом: «А что, это написал Чайковский?».

А имеет ли этот художественный вымысел отношение к действительности и, собственно, Петру Ильичу Чайковскому?

Да, имеет!

Чижик-Пыжик - это вовсе не безобидная птичка, которая, как известно, водку не пьет. Чижик-Пыжик - это студент Императорского училища правоведения, открытого в Санкт-Петербурге в июне 1835 года на реке Фонтанке, в доме № 6. Будущие юристы носили жёлто-зелёные мундиры, за что и получили такое смешное прозвище. Одним из «чижиков-пыжиков» был Петр Ильич Чайковский.

Ближайший концерт, где будет звучать музыка П.И. Чайковского - «ТРИ ГЕНИЯ - ТРИ МИРА», уже сегодня - 28 января 2018, БКЗ.





Сергей Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в 13 лет.

Как он пишет в «Автобиографии» об экзамене по специальной теории, «Я взял мои обе папки (в одной - все сочинения этого года, в другой - сочинения других годов) и вошел в кабинет. Переплетенная тетрадь с двадцатью четырьмя песенками не уложилась в папку, поэтому я придерживал её снаружи». На самом верху лежал список сочинений, составленный мамой. Среди них были и оркестровые партитуры, и оперы.

Кроме огромного творческого багажа, профессорскую комиссию во главе с Н.А. Римским-Корсаковым поразили в мальчике абсолютный слух, знание гармонии, разных музыкальных ключей, владение фортепиано и уверенное сольфеджирование (пение по нотам) самых виртуозных мелодий. Причем пока профессора обсуждали его кандидатуру, Сережа подробно осмотрел комнату и потом составил её подробный план. 

подробный план комнаты из книги «Автобиография» С.С. Прокофьева

1. Рояль на котором играл С.С. Прокофьев
2. Другой рояль
3. Фисгармония, вроде комода
4. Мягкий стул
5. Стул, на который Сергей Прокофьев положил папку
6. Письменный стол и кресло директора
7. Стол, диван и кресла, занятые экзаменаторами
8. Комната, где жил Сергей Сергеевич

«Если бы я был не композитором, я, вероятно, стал бы писателем...», - признавался как-то Сергей Прокофьев. Тот, кто прочтет его «Автобиографию», убедится: Прокофьев-писатель равновелик Прокофьеву-композитору и пианисту.

Ближайший концерт, где будет звучать музыка С.С. Прокофьева - «ТРИ ГЕНИЯ - ТРИ МИРА», 28 января 2018, БКЗ






Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Вольфганга Моцарта был Вольфганг Гете

Ближайший концерт, в котором будет звучать музыка В.А. Моцарта - "ТРИ ГЕНИЯ-ТРИ МИРА", 28 января 2018! Билеты уже в продаже!