Музыка народная. Композиторы классические

bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Официальные документы

Музыка народная. Композиторы классические

Первый филармонический фестиваль «Звонкие струны» в лицах

Особенность этого фестиваля в необычном сочетании народных инструментов – домры, балалайки, баяна, балалайки-контрабаса, гармони со звучанием инструментов симфонического оркестра и эстрадным вокалом.

Сергей Захаров &«Сибирские узоры»
25 марта, БКЗ

 

Ансамбль народных инструментов «Сибирские узоры» за свою 35-летнюю историю выступал на разных площадках и с разными солистами. Но выступление с народным артистом России Сергеем Захаровым – событие, безусловно, выдающееся. Аккомпанировать певцу, который носит неформальный статус «баритона всея Руси», весьма ответственно.


По отзывам зрителей, ансамбль (художественный руководитель – Наталья Култышева) и солист соединяла гармония. Редкий баритон певца оплетали голоса балалайки, домры и баяна, и это придавала новую окраску хорошо известным песням.

 

В первом отделении Сергей Захаров исполнил романсы и народные песни. После антракта певец усилием своего таланта перенес большинство слушателей во времена их молодости – в 70-е, когда Захаров был в зените славы. Но сегодня песни советской эстрады уже звучат классикой.

От гармошки до бандонеона
6 апреля, Органный зал

 

Редкий случай – на филармонической сцене вместе с профессиональными артистами выступали гармонисты- любители. Поводом для такого исключения стал концерт-лекция "От гармошки до бандонеона". Поэтому первое слово сказала тальянка из Северска.



Ведущий концерта, историк томской музыкальной культуры Станислав Вавилов в первом отделении рассказал о том, как Томск стал родиной сибирской гармошки, как томские мастера изготавливали такие гармоники, которые ничем не отличались от знаменитых вятских гармоней. Ибо и мастер их был из вятских мужиков.

Много любопытных фактов прозвучало в первой части концерта, а иллюстрировали рассказ Василий Иглаков (гармонь, Северск), ансамбль «Тальяночка» (вокал, Северск) – и о первом конкурсе гармонистов, и о том, что томич Иван Дорофеев играл в оркестре Ансамбля Красной Армии у Александрова.



Второе отделение было отдано симфонической музыке. Оркестр под управлением главного дирижера Ярослава Ткаленко сначала исполнил Юмористическое скерцо из оркестровой сюиты №2 П. И. Чайковского, в партитуру которой композитор впервые ввел четыре «аккордеона». На концерте их заменили два баяна – Сергея Сойменова и Владимира Карташова. Голоса народных инструментов потребовались Чайковскому, чтобы впустить в музыку «голоса улицы».

   

А потом подряд состоялось несколько томских премьер. Оркестр впервые исполнил Концерт для баяна с оркестром В. Золотарева. Это красивое и богатое на мелодические и динамические переходы, смены ритмов, с «пронзительным звуковым жестом» (С. Губайдулина) стало одним из ярких событий концерта. И в этом большая заслуга солиста - Владимира Карташова. Отсвет трагический судьбы самого композитора, который в возрасте Христа ушел из жизни, слышался в быстрых переходах распевности и «психологических высказываний» баяна к экспрессивно-надрывным пассажами струнных. Такая музыка вызывала интерес к личности автора. По словам ведущего, Владислав Золотарев в разных своих сочинениях экспериментировал с симфонической музыкой, чтобы найти выразительные приемы для баяна. И его оркестровое мышление оказалось ближе и понятнее Эдисону Денисову, который давал студенту Московской консерватории Золотареву консультации, чем Т.Хренникову, в классе которого учился.

А далее томская публика услышала произведения композитора, который звучит достаточно часто в разных инструментальных составах – танго Астора Пьяццоллы. Но необычность заключалась в том, что солировали народное инструменты – баян Сергея Сойменова в концерте «Aconcagua”, губная гармошка Петра Ткаченко (Минусинск) в Танго страха, его же аккордина – в Танго «Мальчик с района», и его же бандонеон – в Танго «Пожалуйста» и «Oblivion» («Забвение»). Виртуозность исполнителей, их высочайший профессионализм покорили томскую публику.

«Полет на дельтаплане»
12 апреля, Органный зал

 

В День космонавтики филармония отправила своих слушателей в «Полет на дельтаплане» вместе Томским муниципальным Русским оркестром. В роли первого пилота выступил Алексей Шелест, первая труба Томского Академического симфонического оркестра, который исполнил соло. На капитанском мостике стояла Ольга Алёшина.

 
 
Надо сказать, третий концерт фестиваля «Звонкие струны» запомнился слушателям не только песней Эдуарда Артемьева, давшей название концерту, но и самим созвучием домр, балалаек , баянов с оркестровой медью. Ведь даже популярная мелодия Артемьева в аранжировке для народных инструментов прозвучала свежо.



Это сочетание в произведения армянских композиторов А. Бабаджаняна и А. Арутюняна не затуманило народный колорит музыки, но добавило драйва. В Концерте Александра Арутюняна труба Алексея Шелеста действительно поднимала слушателей к космическим высотам. Она звучала то лирически нежно и интимно, то ее голос звонко и призывно взмывал к самому куполу Органного зала. Инструменты народного оркестра своими голосами оплетали ясный и чистый звук меди.
Но пик слушательских эмоций пришелся на Рапсодию в стиле блюз Д.Гершвина. Одно из знаковых произведений ХХ века прозвучало триумфально. Все синкопы джазовой музыки оказались подвластны оркестру народных инструментов. Стоит отметить, что в этом огромная заслуга Ольги Алёшиной.

Текст: Татьяна Веснина.
Фото: Игорь Волк.