bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения |

Две премьеры под Новый год

Событием музыкальной жизни Томска стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича и Симфониетты Мечислова Вайнберга.

Помните ли вы, какой вердикт вынес товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи» после репетиции оркестра? «Коллектив большой. Народ квалифицированный. Работа проделана большая. Но у меня лично сомнений нет: это дело так не пойдет…И главный вопрос: вот эта, ваша музыка, что она дает? А надо чтоб давала…». Слова бюрократа послужили комическому ответу музыкантов. «Коллектив большой. Народ квалифицированный. Работа проделана большая». И это без всяких шуток можно было сказать о подготовке Томского Академическаого симфонического оркестра, его художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского к концерту «Дмитрий Шостакович и Мечислав Вайнберг». И все же…

- Скоро Новый год, а вы предлагаете слушать мрачную симфонию Шостановича и произведение неизвестного Вайнберга, - выразили сомнения журналисты незадолго до концерта.

- Mementomori, - тут же парировал маэстро.

Дирижер неслучайно предложил включить в программу Симфониетту №2 для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга.в дополнение к Четырнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, уже заявленной в абонементе «Terraincognita». Двух композиторов связывала не только творческая дружба, но и судьба «политически неблагонадежных членов советского общества».

Шостакович дважды подвергался публичному осуждению: сначала после статьи «Сумбур вместо музыки» в 1937 году, затем в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели, где говорилось об «антинародных, формалистических извращениях в творчестве Д. Шостаковича». Реакцией на партийное решение и стало сочинение «Антиформалистического райка» (1948-1968).

Великие трагедии ХХ века нашли свое преломление и в судьбе М. Вайнберга. Родившийся в Польше, сын еврейского композитора и создателя еврейского театра, Мечислав вынужден был бежать от фашистов в 1939 году в СССР, но и на территории страны, которая позволила завершить ему музыкальное образование в Минске, спасла в эвакуации в Ташкенте, он также подвергся репрессиям: в феврале 1953 года был арестован по «делу врачей». В тюрьме он провел 78 дней, и хотя после смерти Сталина композитора реабилитировали, но «тюремный» след в памяти и творчестве остался.

Тема политических репрессий музыкантов стала поводом объединить ее с местным краеведческим материалом. Ведь дед Дмитрия Шостаковича отбывал ссылку в Нарыме, и именно на севере нынешней Томской области родился отец композитора – Дмитрий Болеславович. Поэтому перед началом концерта слушатели, пришедшие на концерт, сначала побывали на выставке Томского областного краеведческого музея «Сибиряки вольные и невольные». Экскурс в прошлое страны и области помог совершить заведующий мемориальным музеем «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.

Однако оставим за скобками все обстоятельства, предшествующие концерту, и перейдем к афише. Из трех заявленных произведений, двум – «Антиформалистическому райку» Шостаковича и Симфониетте №2 Вайнберга – предстояло стать томскими премьерами.

Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича Томский оркестр исполнял более 30 лет назад. По сути, большинство слушателей все три сочинения слышали впервые.

«Сто горячо влюбленных»
 
Открыла концерт Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича. Музыкальный материал требовал вступительного слова. Ведущая концерта Василина Сыпченко напомнила, что творческим импульсом к сочинению Четырнадцатой симфонии для Шостаковича послужила его работа над оркестровкой «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского. Это произведение Дмитрий Дмитриевич любил и ценил. «И мне пришла мысль, что, пожалуй, некоторым «недостатком» его является… краткость: во всем цикле всего четыре номера», - процитировала ведущая концерта письмо композитора. Поэтическую формулу симфонии Дмитрий Шостакович «сочинил» весной 1969, отобрав стихи тех поэтов, которые, на его взгляд глубоко раскрывали тему смерти и одновременно утверждали силу жизни. Одиннадцать стихов Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Райнера Мария Рильке и Вильгельма Кюхельбеккера он объединил в четыре части симфонии и доверил их исполнять сопрано-соло и басу-соло. В поэтическом слове, ставшим музыкой, воплотил композитор свои многолетние размышления о жизни и смерти.

Возможно, именно тема смерти объясняет редкость обращения к этому сочинению гения ХХ века. Что уж говорить об исполнении его незадолго до Нового года! Но маэстро Грановский рискнул – и выиграл. «Одержать победу над смертью» помог солист Пермского театра Гарри Агаджанян.

Глубина, красота и мощь его баса покорили сразу, с первой части «DeProfundis». Строчки, сочиненные Лоркой «Сто горячо влюбленных сном вековым уснули», звучали в тишине Органного зала, как реквием по красоте и любви. Печально звучащая мелодия скрипок, оттеняемая глубокими голосами виолончелей, настраивала на исповедальность. И вдруг угрожающей насмешкой, но по-карнавальному скерцозно зазвучала «Малагенья» Лорки в исполнении Ирины Новиковой, солистки Новосибирского театра оперы и балета. Резкие, как удары хлыста, строчки о смерти, которая входит, выходит, но никак не уйдет из таверны, которая бродит в «ущельях гитары» заставляли скрипки, альты и виолончели нестись вскачь, поднимать вихрь атональных созвучий.

Последовавшая следом романтическая баллада о Лорелеи Гийома Аполинера раскрыла в Ирине Новиковой незаурядный дар актрисы с большой амплитудой драматизма. В ее исполнении Лорелея предстала хрупко-нежной и сильной одновременно. В споре с Епископом (Гарри Агаджанян) Лорелея Ирины Новиковой оказалась сильнее. Музыка оправдывает гибель девушки тем, что ее душа становится светом. По принципу контраста с этим диалогом звучит горько-ироничный диалог сопрано и баса в сцене «Мадам, посмотрите» того же Аполинера. Надолго в памяти остались гротескные насмешки «мадам»: «Я хохочу, хохочу над любовью, что скошена смертью». На фоне мрачной баллады «В тюрьме Сантэ» и балаганно-скоморошьей сцены «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану» возвышенно и благородно прозвучало обращение к другу Вильгельма Кюхельбеккера «О, Дельгиг, Дельвиг».

Симфония, где главной темой композитор сделал размышление о смерти, в трактовке маэстро Михаила Грановского и в исполнении оркестра оказалась наполнена светом как бы вопреки утверждению Рильке, что смерть всесильна. Потому что свет, рожденный музыкой и слиянностью голосов, вдохновлял и при этом погружал в состояние созерцательного размышления. Все в зале притихли, потрясенные мощью музыки и красотой голосов.

Вот тебе и «пыхтелки»!

 

«Неизвестный Вайнберг» оказался… Винни-Пухом, львом Бонифацием, царевичем Прошей, инженером Гариным, сразу всеми двенадцатью месяцами. Словом, с музыкой Мечислава Вайнберга мы встретились в раннем детстве, не задумываясь о том, что музыку к веселым «пыхтелкам» сочинил какой-то композитор. И даже когда смотрели увлекательные детские фильмы «Марка страны Гонделупы», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», или позже серьезные фильмы – «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Фокусник», «Татьянин день» - мы не очень интересовались, чья музыка звучит.

Сам Мечислав или Моисей Вайнберг, как его звали в Советском Союзе, не очень стремился к славе и популярности. Он просто работал: сочинил 26 симфоний, 19 концертов для струнных инструментов. А музыку для кино сочинял, чтобы жить, она его кормила.

Уже познакомившись с биографией этого удивительного музыканта, композитора, которому Провидение уготовило судьбу скитальца и странника, думаешь, может быть, когда он в музыке создавал образ мягкого, добродушного медвежонка Виини-Пуха, он вспомнила свое раннее детство, когда на отцовской нотной бумаге писал свои первые детские «опереттки» - просто ноты и музыкальные знаки, которые видел в бумагах отца… Музыка не просто с младенчества сопровождала жизнь будущего композитора, она была естественным фоном его жизни с рождения. Его отец, Самуил Вайнберг, был дирижером и директором маленького еврейского театра. Он разъезжал с труппой, давал концерты, вставал за дирижерской пульт вместе со своей скрипкой – играл и дирижировал. Иногда сам сочинял музыку к театральным представлениям…

Мечислав научился по слуху подбирать мелодии, сам научился играть на фортепиано. Талантливого самоучку заметили и помогли поступить в Варшавскую консерваторию. И возможного из Вайнберга получился бы хороший пианист с репутацией мировой звезды. У него уже было приглашение в Америку… Но оккупация Польши фашистской Германией заставила его срочно бежать в Советский Союз, на родину его отца. Судьба в лице советских пограничников сменила имя Мечислав на Моисей, но дала шанс не просто выжить, а заниматься музыкой дальше. Из всей семьи Мечислав остался в живых, остальные члены его семьи погибли в еврейском гетто. Свое первое имя композитор себе вернул спустя сорок лет, уже в 60-х, благодаря сохранившимся партитурам ранних сочинений, на которых он ставил свое имя.

Имя композитора - композитора, которого высоко ценили известные музыканты ХХ столетия, например, Дмитрий Шостакович, Мечаслав Вайнберг заработал благодаря сочинениям крупной формы. Надо сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович был для Вайнберга не только композитором, который заставил его «заново родиться», не только личностью, по отношению к которой Мечислав всегда испытывал огромный пиетет; Шостакович в полном смысле слова спас ему жизнь, когда написал письмо, когда Вайнберга арестовали.

Увы, сегодня крупные сочинения Мечислава Вайнберга звучат редко. Тем не менее маэстро Михаил Грановский с труппой Екатеринбурского музыкального театра поставил оперу «Пассажирка», где героиня на палубе встречает свою надзирательницу из концлагеря, теперь же они обе путешествуют в Америку…. Эта опера ставилась и на подмостках Мариинского театра. По словам Михаила Грановского, по силе воздействия и музыкальной структуре, он мог бы поставить «Пассажирку» рядом с «Катериной Измайловой» Дмитрия Шостаковича.

В Томске музыка Мечислава Вайнберга впервые прозвучала 15 декабря 2018 года. Симфониеттой №2 для струнного оркестра и литавр Томский Академический симфонический оркестр открыл серию концертов, посвященных грядущему столетию со дня рождения композитора. И прозвучала она неделю спустя после его 99-летия.

Глухой удар литавр – и смычки всех струнных, как пики, ощетинились. По сигналу дирижера тут же ринулись в бой. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы, будто состязаясь в беге, несли тревожную весть о надвигающейся беде… Что-то воинственное слушалось в первой части (allegro), как будто неведомая черная туча закрыла небо, заставила целые народы стронуться с места, жизнь стала зыбкой, кочевой, неуютной….

Музыковеды, исследующие творчество Вайнберга, пишут, что боль по утратам и гнев композитор выражал в своих поздних сочинениях. Особенно остро боль ощутима в теме детства, которая сопоставляется с темой гибели. Контрастное сочетание чистоты и наивности детства с трагическим восприятием мира – характерно для его поздних сочинений. Симфониетта №2 написала в 1960-м году. Шестидесятые были самым плодотворным периодом в жизни Вайнберга.

Драматически напряженная первая часть Симфониетты с ее скачущим ритмом неожиданно завершается под удары литавр, нежность и лиричность второй части (allegretto) с мягким звуком скрипок как будто рассказывает частную историю жизни человека, который оказался свидетелем исторических катаклизмов..Соло скрипки Богдана Ридного противопоставляется всей мощи музыкальной лавины, которая движется на героя, подбадриваемая ударами литавр Владимира Дорохова.

Смена настроений, как и смена событий, смена планов музыкального действия, характерных для всех четырех частей Симфониетты, маэстро Грановским были интерпретированы, как эпическое высказывание на тему трагических страниц истории ХХ века. Оркестр создал это масштабное полотно, «прописав» все мелкие нюансы детали не только на первом, но и на втором плане. И хотя в колористической гамме преобладали темные густые краски, но общее впечатление от Симфониетты осталось прозрачно-лиричным.

Балаганный ответ «формалиста»

 

… На сцену внесли трибуну, на нее водрузили графин с водой. Графин и трибуна сразу напомнили о времени, когда они были неотъемлемой частью партийных собраний. Следом хоровая капелла ТГУ заняла свое место на «станках». Подготовка к исполнению «Антиформалистического райка» напоминала смену декораций и мизансцен в театре. Когда же к трибуне стал пробираться (через ряды оркестрантов) Гарри Агаджанян в «золотой» жилетке, лохматом парике и с банным веником в портфеле, окончательно стало ясно, что концертная сцена стала сценой театральной.

В этом был свой резон. Во-первых, сатирическая кантата «Антиформалистический раёк» имеет второе жанровое определение – мини-опера. Во-вторых, само слово «раёк» указывает на театральную, более того, балаганную природу произведения. Ведь что такое раёк? Народный театр, когда раешник показывает картинки и сопровождает их шутками и сатирическими монологами на злободневную тему. Но важнее то, что в свое время Мусоргский, чью музыку Шостакович знал превосходно, написал вокальную сюиту «Раёк», представляющую собой музыкальный памфлет на музыкальных деятелей, идейных противников принципов «могучей кучки».

Дмитрий Шостакович на обвинение в «формализме» также ответил музыкой - «Антиформалистическим райком», в котором в сатирических образах «музыковеда номер один» выведен Сталин, «музыковеда номер два» - Жданов, просто «музыковеда» - Шелепин. Заметим, литературной основой кантаты послужил текст, написанный самим композитором.

Смело, невозможно смело для 1948-года – когда за меньшее могли сгноить в тюрьме или лагерях. Смелость Шостаковича – это смелость гения. Человека можно заставить публично каяться, но гения невозможно заставить писать, как хочет партия.

Правда, премьера этой сатирической вещи состоялась только в годы перестройки и не на родине композитора, а в Вашингтоне по инициативе Мстислава Ростроповича. В тот же год эта сатирическая кантата прозвучала и в Советском Союзе.

Для Томска исполнение «Антиформалистического райка» стало крупным музыкальным событием. Формула успеха сложилась из трех составляющих: самой музыки, ее интерпретации дирижером, но, прежде всего, благодаря артистизму исполнителя. Гарри Агаджанян во всех ролях – Чтеца (ведущего собрание музыкальной общественности), И.С. Единицына, А.А. Двойкина и Д,Т.Тройкина – был неподражаем. Для каждого образа он нашел и внешние характеристики, и узнаваемые интонации, подсказанные музыкой.

Единицын с трубкой в ритме «Сулико» твердил одно и то же: «Товарищи, реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы» и сдвинуться с этой мысли никак не мог, пока не закончилась музыка. Товарищ Двойкин в бабочке, опираясь на термины «диссонансы» и «атональность», требовал «от музыки красоты и изящества». Ему подпевало собрание музыкальной общественности, либо подхватывая кавказское словечко «Асса!». Вот тут-то и стало ясно, что бытовой вид (не в сценических костюмах) капелланов – часть задуманного сценического действия. Вся Хоровая капелла ТГУ (художественный руководитель – Виталий Сотников) замечательно исполнила роль музыкальной общественности. Тройкин в картузе с розочкой, а-ля рубаха парень из рабочей слободки под «Камаринскую» утверждал, чтобы «у нас усе должно быть, как у классиков ...». А в конце речи он пустился в присядку.

Завершилось собрание «музыкальной общественности» канканом солиста и дирижера к восторгу публики. Смех, который сопровождал речи каждого персонажа, объединил зал и публику. И этот балаганный смех дал ощущение витальной силы. Смех победил!

Текст: атьяна ВЕСНИНА.

Фото: Игорь ВОЛК.

 
Prev Next
Симфонический open air в музейном саду22/08/19
Симфонический open air в музейном саду, Новости, Песни и музыка из советских фильмов и спектаклей прозвучит в музейном дворикеПодробнее
Билеты вновь в режиме онлайн22/08/19
Билеты вновь в режиме онлайн, Новости, С 22 августа билеты и абонементы на концерты можно купить на сайте филармонии.Подробнее
Кукушка и лебедь на карнавале 22/08/19
Кукушка и лебедь на карнавале , Новости, Фестиваль «Летние вечера в Органном зале» вновь открытыПодробнее
Онлайн-продажи приостановлены, но кассы работают02/08/19
Онлайн-продажи приостановлены, но кассы работают, Новости, Уважаемые слушатели, извещаем вас, что онлайн-продажи билетов и абонементов временно приостановлены,но билеты и абонементы можно купить в кассеПодробнее
Шествие Черномора в ночь на Ивана Купалу25/07/19
Шествие Черномора в ночь на Ивана Купалу, Новости, Летние вечера в Органном зале увели в сказкуПодробнее
«Как во городе было, во Казани…»23/07/19
«Как во городе было, во Казани…», Новости, Концерт Томского Академического симфонического оркестра в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева прошел с аншлагом.Подробнее
Отдых в ритме репетиций и концертов10/07/19
Отдых в ритме репетиций и концертов, Новости, 110 человек из 13 районов Томской области отдохнули на хоровой смене «Звонкие голоса» Подробнее
В «Зеркале» Андрея Тихомирова09/07/19
В «Зеркале» Андрея Тихомирова, Новости, Благодарность маэстро, оркестру и филармонии пришла из МосквыПодробнее
Век нынешний и век минувший в зеркале музыки08/07/19
Век нынешний и век минувший в зеркале музыки, Новости, Мировая премьера завершила летнюю часть Международного фестиваля «Классическое лето» имени Эдисона ДенисоваПодробнее
Спой нам, ветер, о Новой Ганзе!27/06/19
Спой нам, ветер, о Новой Ганзе!, Новости, Сегодня во Пскове на Открытии Международного Хорового праздника выступит Детский хор России, в котором будут петь томичи.Подробнее
С юбилеем!23/06/19
С юбилеем!, Новости, дорогая Екатерина Иннокентьевна Лаптева!Подробнее
На встрече с губернатором21/06/19
На встрече с губернатором, Новости, 21 июня состоялась встреча художественного руководителя и главного дирижера Томского Академического симфонического оркестра Михаила Грановского с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным.Подробнее
Арсений Тарасевич-Николаев: «Конкурс – это необходимое зло»13/06/19
Арсений Тарасевич-Николаев: «Конкурс – это необходимое зло», Новости, Томск и Колпашево первыми услышали будущего участника конкурса имени ЧайковскогоПодробнее
Смотрите на его руки10/06/19
Смотрите на его руки, Новости, Лауреат конкурса имени Чайковского Люка Дебарг встретил в Томске горячий приемПодробнее
Так много разного джаза05/06/19
Так много разного джаза, Новости, Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр пригласил томичей отметить вместе 20-летие коллектива.Подробнее
С именем Чайковского, со всей страной05/06/19
С именем Чайковского, со всей страной, Новости, В Томске откроется фан-зона XVI Международного конкурса имени П.И. ЧайковскогоПодробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА05/06/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА, Новости, Уважаемые слушатели! Опера «Иван-солдат»Подробнее
И Петр Ильич с нами04/06/19
И Петр Ильич с нами, Новости, Лауреаты и участники конкурса Чайковского выступят перед жителями Томской области.Подробнее
«Безымянная звезда» взошла над Томской областью02/06/19
«Безымянная звезда» взошла над Томской областью, Новости, Гастроли симфонического оркестра в районах области проходят под эгидой фестиваля «Классическое лето» имени Эдисона Денисова».Подробнее
В диалоге со стихиями02/06/19
В диалоге со стихиями, Новости, Музыкальный Международный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова» представил мультимедийный проект в Органном зале.Подробнее
Единое дыхание весны31/05/19
Единое дыхание весны, Новости, Сводный хор Томской области в сопровождении ТАСО услышала Красная площадь и вся РоссияПодробнее
Соло для отважных29/05/19
Соло для отважных, Новости, Подведены итоги первого прослушивания VI Губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром».Подробнее
Притяжение Востока27/05/19
Притяжение Востока, Новости, Филармонический абонемент «Сказки дядюшки органа» завершила сказка Ксении Федоровой «Калиф и Джассар».Подробнее
Молитва и «маска»27/05/19
Молитва и «маска», Новости, В рамках Всероссийской акции «Ночь в музеях» прозвучали Литургия святого Иоанна Златоуста и органная музыка на тему театраПодробнее
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС!22/05/19
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС!, Новости, ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА И ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЕЙПодробнее
Первые голоса вдохновили22/05/19
Первые голоса вдохновили, Новости, Премьеру Концерта для трубы с оркестром томский композитор Константин Лакин доверил Алексею Шелесту и Михаилу Грановскому.Подробнее
За высокое профессиональное мастерство21/05/19
За высокое профессиональное мастерство, Новости, Народному артисту России Сергею Зеленкину вручили медаль «За отличие»Подробнее
Отборное 18/05/19
Отборное "зерно" звучит на разные голоса, Новости, На томской сцене впервые выступил Юношеский оркестра народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы им. А. Мурова.Подробнее
Бывают странные сближенья18/05/19
Бывают странные сближенья, Новости, Концерт «Органное Ба-Rock-Ко»  пригласил томичей на фестиваль «Летние вечера в органном зале» Подробнее
Билет на концерт – пропуск на «Ночь в музее»16/05/19
Билет на концерт – пропуск на «Ночь в музее», Новости, ВНИМАНИЕ! БОНУС ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИПодробнее
В честь Кирилла и Мефодия16/05/19
В честь Кирилла и Мефодия, Новости, 24 мая, в День славянской письменности и культуры, на площади перед Большим концертным залом выступят хоровые коллективы Томской области.Подробнее
Джаз, Бах и «Сто чертей»15/05/19
Джаз, Бах и «Сто чертей», Новости, Михаил Грановский вошел в состав жюри конкурса «Дети играют с оркестром»Подробнее
Посвящается Геннадию Рождественскому11/05/19
Посвящается Геннадию Рождественскому, Новости, Закрытие 73–го творческого сезона Томской филармонии открывает новую страницу в истории оркестраПодробнее
Молодость города берет10/05/19
Молодость города берет, Новости, Новосибирский юношеский оркестр русских народных инструментов 15 мая впервые выступит в Томске.Подробнее
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!09/05/19
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!, Новости, Торжественный концерт в Большом концертном зале филармонии собрал ветеранов и детей войныПодробнее
Лето наступило. Скинь лишнее07/05/19
Лето наступило. Скинь лишнее, Новости, Томская филармония запускает акцию «Летние вечера в органном зале - со скидкой 10 или 20%»Подробнее
За роялем вдвоем в Вологде06/05/19
За роялем вдвоем в Вологде, Новости, Солисты Томской филармонии Мария Блажевич и Павел Шинкевич стали лауреатами третьей премии во Всероссийском Открытом конкурсе фортепианных дуэтов имени Александра Бахчиева.Подробнее
Пасхальные подарки04/05/19
Пасхальные подарки, Новости, Валерий Гергиев в пятый раз привез Московский фестиваль в Томск.Подробнее
Юбиляры снаружи и изнутри30/04/19
Юбиляры снаружи и изнутри, Новости, Бернстайн, Гершвин, Пуччини, Мендельсон и Мусоргский стали ньюсмейкерами абонемента «ВСтиле» в минувшем сезоне.Подробнее
ЛАУРЕАТЫ28/04/19
ЛАУРЕАТЫ, Новости, Томского регионального этапа Всероссийского хорового фестиваляПодробнее
Праздник хорового пения27/04/19
Праздник хорового пения, Новости, Завершился региональный этап Всероссийского хорового фестиваля. Победители поедут в Новосибирск.Подробнее
1000 и одна флейта26/04/19
1000 и одна флейта, Новости, Вячеслав Змеу заворожил игрой на флейте Пана.Подробнее
Вячеслав Губанов: 24/04/19
Вячеслав Губанов: "Музыка создает настроение в фильме", Новости, Музыка кино продолжает Международный фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова».Подробнее
Онлайн-урок музыкальной литературы23/04/19
Онлайн-урок музыкальной литературы, Новости, Для учащихся музыкальных школ Томская филармония проводит открытый урок.Подробнее
Александр Постников: «В музыке ухвачено про любовь. Это главное» 23/04/19
Александр Постников: «В музыке ухвачено про любовь. Это главное» , Новости, 28 апреля последний раз в этом году «Музыкальный кинозал» открыт для всех слушателей!Подробнее
Недетские игры с оркестром18/04/19
Недетские игры с оркестром, Новости, Открыт прием заявок для участия в конкурсе «Дети играют с оркестром»Подробнее
18/04/19
Внимание! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!, Новости, Уважаемые слушатели!Концерт «Камерный вечер к юбилею Сергея Зеленкина», запланированный на 25 апреля 2015 года (Органный зал Томской филармонии, начало в 19:00), отменен в связи семейными обстоятельствами. Приносим свои извинения поклонникам творчества народного артиста С. А. Зеленкина. Возврат денег за билеты, купленные в кассах Филармонии, можно осуществить в кассах по адресу пл. Ленина, 12 а и пр. Ленина, 75.Подробнее
Есть сотый!17/04/19
Есть сотый!, Новости, 16 апреля был куплен сотый абонемент, а сегодня уже 109 человек составили свое расписание на следующий концертный сезон.Подробнее
От Моцарта до Тарнопольского16/04/19
От Моцарта до Тарнопольского, Новости, Слушатели пришли в восторг от современной классикиПодробнее
На прямом проводе 12/04/19
На прямом проводе , Новости,  Всероссийский виртуальный концертный зал открыт для романтиковПодробнее
Кто боится Эдисона Денисова?11/04/19
Кто боится Эдисона Денисова?, Новости, Как филармония готовится к фестивалю «Классическое лето имени Эдисона Денисова»: взгляд главного дирижераПодробнее
Притяжение Соляриса06/04/19
Притяжение Соляриса, Новости, Фантастическим романом Станислава Лема филармония завершила годовой цикл абонемента «Музыка и слово».Подробнее
Явление «Мессии»05/04/19
Явление «Мессии», Новости, Впервые в Томске была исполнена самая известная оратория ГенделяПодробнее
О зонтике, ветре и оркестре04/04/19
О зонтике, ветре и оркестре, Новости, Концерт «Мэри Поппинс» завершил годовой цикл филармонического абонемента «Сказки с оркестром».Подробнее
В честь 90-летия Эдисона Денисова04/04/19
В честь 90-летия Эдисона Денисова, Новости, Через 10 дней Томская филармония начинает череду концертов в рамках Международного музыкального фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова».Подробнее
Повинуясь дирижерской палочке02/04/19
Повинуясь дирижерской палочке, Новости, Со скульптурой Леонтия Усова 14 апреля сможет сфотографироваться любой слушатель концерта «Эдисон Денисов»Подробнее
Прокофьев прозвучал молодо02/04/19
Прокофьев прозвучал молодо, Новости, С Томским Академическим симфоническим оркестром впервые выступил лауреат Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева Дмитрий Юдин.Подробнее
ВНИМАНИЕ! Концерт перенесен29/03/19
ВНИМАНИЕ! Концерт перенесен, Новости, ВНИМАНИЕ! Концерт вокальный группы «VIVA» перенесен!Подробнее
Букет от губернатора29/03/19
Букет от губернатора, Новости, На Втором отраслевом собрании работников культуры Томской области работников отрасли приветствовал губернатор Сергей Жвачкин.Подробнее
Михаил Карпычев: 26/03/19
Михаил Карпычев: "Настоящий педагог - это артист", Новости, В Органном зале прошёл концерт профессора Новосибирской консерватории Михаила Карпычева Подробнее
Оркестр народный. Музыка классическая22/03/19
Оркестр народный. Музыка классическая, Новости, Томский муниципальный русский оркестр и солисты Томской филармонии сыграли вместеПодробнее
Дарить радость 21/03/19
Дарить радость , Новости, В честь профессионального праздника работников культуры прозвучит музыка Людвига ван Бетховена и Сергея ПрокофьеваПодробнее
Музыка и поэзия 20/03/19
Музыка и поэзия "от первого лица", Новости, Впервые в Томской филармонии с сольным концертом выступает доктор искусствоведения, член Союза писателей России МИХАИЛ КАРПЫЧЕВПодробнее
Музыкальные приношения юбиляру19/03/19
Музыкальные приношения юбиляру, Новости, Томская филармония начинает реализацию творческого проекта «Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова»Подробнее
Рене Гуликерс: «Я представляю свое видение музыки»12/03/19
Рене Гуликерс: «Я представляю свое видение музыки», Новости, Симфонию «божественных длиннот» Шуберта будут транслировать для жителей областиПодробнее
Хорам приготовиться!11/03/19
Хорам приготовиться!, Новости, 26-28 апреля в Томске пройдет региональный этап Всероссийского хорового фестиваляПодробнее
Классика с доставкой на дом11/03/19
Классика с доставкой на дом, Новости, 10 марта Томская областная филармония впервые провела онлайн трансляцию концерта Томского Академического симфонического оркестра для слушателей области.Подробнее
07/03/19
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!, Новости, Уважаемые слушатели! Концерт «Злата Чочиева и Михаил Дацич», запланированный на 18 апреля 2019 года в Большом концертном зале в рамках абонемента «Steinway–вечера», переименован в концерт «Злата Чочиева» в связи с изменением концертного графика З.Чочиевой. Дата, время и место концерта (БКЗ, начало в 19:00) остаются неизменными. Купленные ранее билеты и абонементы считать действительными. Уважаемые слушатели! Название концерта «JAZZ–квартет FedericaCarmenSantoro», запланированный на 24 апреля 2019 года в Большом концертном зале в рамках абонемента «Асхат Сайфуллин представляет…», изменено в связи с изменением состава артистов на концерт «JAZZ– трио SilviaMANGO». Дата, время и место концерта (БКЗ, начало вПодробнее
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!07/03/19
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНО НАЗВАНИЕ КОНЦЕРТА!, Новости, Изменены составы исполнителей в двух концертах Подробнее
«Малонаучную фантастику» показали области01/03/19
«Малонаучную фантастику» показали области, Новости, Филармоничекий мюзикл-сказку посмотрели жители Молчаново и Кожевниково.Подробнее
Классический выбор: премьера рубрики27/02/19
Классический выбор: премьера рубрики, Новости, На сайте филармонии томские политики «агитируют за музыку»Подробнее
«Короли» были в ударе22/02/19
«Короли» были в ударе, Новости, Симфониям А. Гильмана и Й. Рейнбергера придали современное дыханиеПодробнее
Между Мефистофелем и Богом20/02/19
Между Мефистофелем и Богом, Новости, Философскую трагедию И. Гете представили Евгений Казаков и солисты филармонииПодробнее
Дон Жуан: две версии одной легенды17/02/19
Дон Жуан: две версии одной легенды, Новости, Впервые два шедевра – опера Моцарта и пьеса Пушкина – прозвучали в одном концертеПодробнее
Тимофей Владимиров: «На сцене я в гуще событий, где все кипит». 17/02/19
Тимофей Владимиров: «На сцене я в гуще событий, где все кипит». , Новости, Всероссийские филармонические сезоны открыли Томску новое имя в русском пианизмеПодробнее
Гений – имя притягательное03/02/19
Гений – имя притягательное, Новости, Публика пришла послушать редкие произведения В.А .Моцарта, несмотря на сильный мороз.Подробнее
Формируя единое концертное пространство03/02/19
Формируя единое концертное пространство, Новости, Томская филармония выпустила в продажу новые абонементы в один день с тридцатью филармониями страны.Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС ДАТЫ КОНЦЕРТА01/02/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС ДАТЫ КОНЦЕРТА, Новости, КОНЦЕРТ «ПАРАД ТАЛАНТОВ«ОКНО В МИР» ПЕРЕНЕСЁНПодробнее
Труба, знамя и дирижерская палочка30/01/19
Труба, знамя и дирижерская палочка, Новости, На здании Российской академии музыки имени Гнесиных установили мемориальную доску дирижеру Валерию ХалиловуПодробнее
Корень один – «дух»30/01/19
Корень один – «дух», Новости, Абонемент «Духовые оркестры» был создан как продолжение идей Валерия Халилова.Подробнее
От Баха до Deep Purple29/01/19
От Баха до Deep Purple, Новости, Просвещение должно быть с удовольствием. Новый формат концерта «Орган vs Ударные».Подробнее
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА21/01/19
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕНОС КОНЦЕРТА, Новости, Концерт «Гендель. Оратория «Мессия», перенесёнПодробнее
Развивая идеи Валерия Халилова21/01/19
Развивая идеи Валерия Халилова, Новости, Концерт «Духовая фантазия» объединит Сводный духовой оркестр Томской области и два детских коллектива – духовой оркестр из поселка Самуськи и детской музыкальной школы №2 Томска.Подробнее
Эбру и Рождество18/01/19
Эбру и Рождество, Новости, Рисунки Полины Лебедевой на воде изменили формат «Вертепа».Подробнее
Путешествие на север16/01/19
Путешествие на север, Новости, Снежную королеву победили под музыку Баха и ВивальдиПодробнее
Навстречу солнцу и новым слушателям16/01/19
Навстречу солнцу и новым слушателям, Новости, Более 20 тысяч томичей посетили концерты и спектакли филармонии на новогодних праздниках.Подробнее
Дарить радость людям16/01/19
Дарить радость людям, Новости, 27 декабря на сцене Кремлевского дворца выступили пять томичей в составе Детского хора России.Подробнее
Две премьеры под Новый год31/12/18
Две премьеры под Новый год, Новости, Событием музыкальной жизни Томска стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича и Симфониетты Мечислова Вайнберга.Подробнее
В тот вечер его поцеловал Господь27/12/18
В тот вечер его поцеловал Господь, Новости, Юбилей маэстро Пуччини отметили по-новогоднемуПодробнее
Прозрачная нежность Брамса и безмятежность Бетховена23/12/18
Прозрачная нежность Брамса и безмятежность Бетховена, Новости, «Steinway-вечера» познакомили томскую публику с Никитой МндоянцемПодробнее
Не музыка, а взрыв20/12/18
Не музыка, а взрыв, Новости, «Сибирские узоры»  отмечают 40 лет творческого путиПодробнее
В гости к Гергиеву20/12/18
В гости к Гергиеву, Новости, Победители губернаторского третьего и четвертого конкурсов «Дети играют с оркестром» с 14 по 17 декабря знакомились с Мариинским театром и другими достопримечательностями Петербурга.Подробнее
Итоги Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» 20/12/18
Итоги Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» , Новости, Десять лауреатов получили награды и возможность посетить Мариинский театр.Подробнее
Карнавальная ПОЛНОЧЬ18/12/18
Карнавальная ПОЛНОЧЬ, Новости, Встречаемся 29 декабря в БКЗ!Подробнее
Сатира в музыке под Новый год15/12/18
Сатира в музыке под Новый год, Новости, 15 декабря впервые в Томске прозвучат «Антиформалистический раек» Шостаковича и Симфониетта Вайнберга.Подробнее
Такой «Кармен» вы еще не видели!14/12/18
Такой «Кармен» вы еще не видели!, Новости, Слово Мериме и музыка Бизе и Щедрина сошлись в страстном поединкеПодробнее
В пятый раз с оркестром 13/12/18
В пятый раз с оркестром , Новости, Финал Пятого губернаторского конкурса «Дети играют с оркестром» и гала-концерт победителей состоится 19 декабря в Органном зале Томской филармонии.Подробнее
Вселенная Артемьева 09/12/18
Вселенная Артемьева , Новости, «Музыкальный кинозал» открыли музыкой Эдуарда Артемьева за неделю до его 81-го дня рождения.Подробнее