bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Новые имена-2021». Мастер-класс по классу «Домра»


«Новые имена-2021». Мастер-класс по классу «Домра»

Поймать звук, который домра отдает…

Традиционно трехдневный музыкальный марафон – VI музыкальный фестиваль «Денис Мацуев и друзья» триумфально открывает концертный сезон Томской филармонии. Традиция не была нарушена, и 76-й сезон уже взял свой старт, обещая публике музыкальные премьеры, концерты и творческие вечера, которыми всегда богат репертуарный план старейшего учреждения культуры области.

Но фестиваль - это не только встречи со зрителями. В первую очередь это кропотливая работа педагогов на мастер-классах, проводимых под эгидой фонда «Новые имена». Чтобы в творческую, исполнительскую жизнь вступали новые поколения молодых музыкантов, им необходима методическая, педагогическая и исполнительская поддержка профессионально состоявшихся музыкантов и педагогов.

Поделиться опытом и определить стипендиатов фонда «Новые имена» приехали Надежда Львовна Дмитриенко, доцент кафедры «Оркестровые народные инструменты» Государственно музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова, Олег Валентинович Худяков, залуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории (флейта) и Эльмар Гасанов, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории (фортепиано).

Перед началом мастер-класса мы встретились Надеждой Львовной Дмитриенко.

– Чего вы ждете от мастер-класса и какие задачи ставите перед участниками конкурса?

– Самая первоочередная задача – это подготовка детей к концерту. Прошли прослушивания. Мы увидели состояние программ. Дети замечательные. Но так как начался учебный год, всем срочно нужно войти в форму.

Как в школе – начинаем с повторения, так и в музыкальной школе нужно настраиваться на учебный процесс. Хотя видно, что многие и летом занимались. И к началу учебного года подошли ответственно. И тем не менее, есть необходимость прийти в концертную форму.

Поэтому одна из задач – выбрать произведения для концерта конкурсантов с максимальной отдачей.

Вторая задача мастер-класса – методическая. И она чрезвычайно важна. Тот самый благоприятный случай, когда можно отрегулировать технические моменты постановки рук, пальцев, «взаимоотношения» с медиатором… Небольшими намеками и подсказками мы постараемся направить в правильное русло дальнейшее развитие исполнителя.

И третья задача – поиски вдохновения. Ребенок имеет возможность понять, что он не один, что его любимым делом занимаются много людей, и это интересно. Есть возможность увидеть творческие перспективы и обменяться опытом с педагогами. Я надеюсь, что ценен мой опыт, но мне так же интересно, что накопили педагоги-практики в Томске.

– Вы у нас впервые?

– Да, и мне особенно приятен этот факт. Поскольку наши семейные корни – сибирские. Родные помнят и любят Иркутск, Уссурийск. Все начиналось сто лет назад в прямом смысле слова для моих родных.

– Денис Леонидович Мацуев часто подчеркивает, что сибиряки – это особая общность…

– Я родилась вдали от этих мест. Но всю свою жизнь я слышала, что только в Сибири живут настоящие люди – душевные, правильные. Я рада, что у меня появилась возможность узнать, что такое Сибирь, и теперь она есть в моей жизни. Мы с удовольствием работаем с детьми в разных регионах страны. Перед пандемией мы проводили мастер-классы и встречи в Новосибирске, в Центральной музыкальной школе. И это было бесконечно интересно. По этой же причине я с радостью приняла приглашение приехать поработать в Томске с юными музыкантами.

Говоря о педагогах, которые приехали в Томск, хочется отметить, что это особая честь и удовольствие с ними работать. Это слаженная, исключительно высокопрофессиональная команда, которая нацелена на результат.

– На смену выпускникам приходят новые поколения. И им тоже нужна помощь профессионалов.

– В нашей стране накоплен огромный багаж профессионального мастерства и на местах, и в провинции – в каждом регионе. Но сложилось так, что Московская школа является лидером в этой области, и поэтому мне, как представителю этой исполнительской школы, будет чем поделиться с томичами. Это самое главное, и я надеюсь, что ваши совсем юные исполнители увлекутся. Мы будем счастливы видеть их в своих вузах. И важно, что всем нам нужно – это высокий исполнительский уровень. Верю, что русские народные инструменты будут развиваться и дальше в академическом русле, накапливая репертуар. И самое главное – это будет интересно людям. Необходимо отражать наш национальный менталитет, который будет преломляться в свете культурного наследия XXI века.

… Класс постепенно наполнялся участниками и педагогами. Началась планомерная, кропотливая работа, в которой одинаково заинтересованно обменивались опытом преподаватели томских музыкальных школ, музыкального колледжа и юные музыканты. Для Анны Воронковой (ДШИ № 1) и Виктории Фатиной (ДШИ №3) этот мастер-класс оказался практически первыми шагами в работе с мэтром. Перед студентками 1-го курса Музыкального колледжа имени Эдисона Денисова Викторией Юшкеевой и Анной Тарасовой стояла задача как можно более полно, методически точно прочувствовать и исполнить свои программы, работая над чистотой интонаций.

Мастер-класс традиционно дал возможность не только скрупулезно проработать репертуар конкурсантам, но и обменяться опытом преподавателям, чью работу особенно ценит хедлайнер фестиваля Денис Мацуев, называя их героями нашего времени: «Это самородки и фанаты своего дела. И мы обязаны оказать им помощь методическую и творческую. Ведь искорка в ребенке может разгореться только в триумвирате ученика, родителей и педагога».


Текст и фото: Маргарита КОМАРОВА