bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

ТРИ СУДЬБЫ: ГОЛОВАНОВ, ПРОКОФЬЕВ, МЯСКОВСКИЙ
3F_web.jpg

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»

logo_color_hor.jpg logo_ph_seas_hor.jpg

КОНЦЕРТ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬСЯ в режиме online на сайте Филармонии

24 ОКТЯБРЯ | 18:00 | БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ


ТРИ СУДЬБЫ: ГОЛОВАНОВ, ПРОКОФЬЕВ, МЯСКОВСКИЙ

КУПИТЬ БИЛЕТ

КОНЦЕРТ АБОНЕМЕНТА №3 «Круглая дата» (21/22)

Исполнители:
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Главный дирижер и художественный руководитель Михаил ГРАНОВСКИЙ
Солист: Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка, Москва)

Их можно назвать ровесниками. Все трое родились в конце «золотого» XIX века. В этом году у каждого из них – юбилей. Николаю Голованову – 130, Сергею Прокофьеву – 130, Николаю Мясковскому – 140. Именно юбилеи и стали формальным поводом для объединения композиторских имен в одну афишу концерта из абонементного цикла «Круглая дата».

Есть и неформальная причина обращения к творчеству этих больших художников – желание художественного руководителя и главного дирижера Томского академического симфонического оркестра Михаила Грановского вернуть слушателю творчество незаслуженно забытых композиторов, как Голованов и Мясковский, и с новой стороны показать, казалось бы, известного Прокофьева.

Трех композиторов сближает не только историческая эпоха, то есть события, которым они стали свидетелями и даже участниками, но и общность художественных вкусов и мировосприятие. При всем различии их темпераментов, характеров и композиторских почерков, в их сочинениях можно обнаружить общие черты, характерные для музыки первой половины ХХ века.

Более того, жизнь свела вместе и подружила сына военного дирижера Николая Мясковского и наследника купеческого рода Сергея Прокофьева. Оба учились в Санкт-Петербурской консерватории у одних и тех же наставников – по классу композиции у Лядова, по классу оркестровки – у Римского-Корсакова. В 25 лет молчаливый офицер Мясковский знакомится с дерзким пятнадцатилетним Прокофьевым, установившиеся дружеские отношения не ослабевали на протяжении всей жизни обоих композиторов.

Николай Голованов, несмотря на то, что принадлежит другой композиторской школе – московской (в консерватории учился у Ипполитова-Иванова), но он оказался таким же поборником русской темы, национального искусства, как и Мясковский и Прокофьев. Однако в музыкальную историю страны он вошел как «главный дирижер Советского Союза». Николай Семенович работал дирижером в Большом театре в 1919—1928 и 1930—1936 годах, а в последние пять лет своей жизни возглавлял оркестр Большого театра. Работа Николая Голованова в Большом театре ознаменовала новую эпоху в истории труппы. Голованов был вдохновенным и требовательным артистом, он поднял художественный уровень оперных спектаклей на исключительную высоту. Более 15 лет возглавляя Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических произведений Глинки, Рахманинова, Бородина, Чайковского, Мусоргского, Глазунова и многих других композиторов. Фамилия Голованова также ассоциируется с регулярными трансляциями классической музыки, осуществлявшимися советским радио.

В советское время судьба каждого из трех главных героев вечера зависела от милости и воли партийных чиновников. Много раз нападкам оголтелой критики подвергался Голованов, Мясковский и Прокофьев тоже попадали в опалу из-за творческих исканий.

В программу концерта включены произведения, которые в Томске звучали сравнительно давно, как Симфония №21 Мясковского и Симфония №7 Прокофьева, или вовсе не звучали ранее, как Русская увертюра Голованова. Особым подарком для слушателей станет выступление Никиты Борисоглебского, который будет солировать в Концерте №2 для скрипки с оркестром Прокофьева. Приезд в Томск известного скрипача поддержан Министерством культуры и проходит в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В программе:
Голованов. Увертюра на русские темы
Мясковский. Симфония № 21
Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром в трёх частях и Симфония № 7 в трёх частях




NB_Select-51.jpg

Он был участником «Евровидения-2002». Тогда 17-летний Никита Борисоглебский представил Россию на конкурсе молодых европейских исполнителей академической музыки.

В 18 лет он стал самым молодым солистом Московской филармонии.

В 22 года взял Вторую премия и пять специальных призов конкурса имени Чайковского.

Еще через два года блестяще выступил на одном из самых крупных и престижных музыкальных состязаний мира – Конкурсе имени Королевы Елизаветы в Бельгии.

Сегодня Никита Борисоглебский – заслуженный артист России и скрипач, которого зарубежные издания сравнивают с великим Давидом Ойстрахом.

Музыкант сотрудничает с самыми топовыми оркестрами и самыми выдающимися дирижерами. Много и успешно гастролирует по России, странам Европы, Азии и СНГ.

24 октября скрипку Никиты Борисоглебского услышат томичи, во время концерта «Три судьбы: Голованов, Прокофьев, Мясковский». Вместе с томскими музыкантами он исполнит Концерт № 2 для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева.

- Люблю играть концерты Прокофьева, особенно Второй, потому что благодаря очень насыщенной оркестровой партии находишься в постоянном контакте с разными группами инструментов и солистами. Я воспринимаю это как камерное музицирование, но с симфоническим оркестром, - всегда повторяет Никита Борисоглебский. - Скрипичные концерты Прокофьева особенно значимы для русской музыки. Они стоят в одном ряду с сочинениями таких композиторов, как Чайковский, Глазунов, Шостакович. Концерты Прокофьева для скрипки – одновременно одно из самых ярких и немногочисленных в плане исполнения явлений. Что делает их еще ценнее для русской культуры.



Второй скрипичный концерт Прокофьева – «космополит». Главная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части – в Воронеже, оркестровка закончена в Баку, премьера случилась в Мадриде.

Концерт № 2 для скрипки с оркестром называют одним из самых лиричных и красивых произведений Прокофьева. Выдающийся скрипач XX столетия Яша Хейфец назвал его, ни мало, ни много, одним из величайших в мировой литературе скрипичных концертов. А уже первые исполнения были тепло встречены как слушателями, так и критиками разных стран.

Мир услышал этот концерт в 1935 году благодаря группе французских любителей музыки. Они обратились к Сергею Прокофьеву, находившемуся тогда в Париже, с просьбой написать произведение специально для французского скрипача Робера Соэтана. По договоренности, ему должно было быть предоставлено исключительное право исполнения новой пьесы в течение года.

Меломаны СССР впервые услышали сочинение Прокофьева через два года после его создания, в исполнении Бориса Фишмана. Довольно быстро этот Концерт вошел в репертуар многих советских и зарубежных скрипачей. В их числе был и Давид Ойстрах.

Для томичей «жемчужину» Прокофьева исполнит заслуженный артист России Никита Борисоглебский и Томский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Михаила Грановского. Концерт «Три судьбы: Голованов, Прокофьев, Мясковский» состоится 24 октября в Большом концертном зале Филармонии произведение в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерства культуры российской Федерации.



голованов.jpg

Большой музыкант Большой эпохи. Так говорят про русского и советского дирижера, хормейстера, пианиста и композитора Николая Голованова (1891-1953). В таком определении есть игра слов. Голованов был дирижером Большого театра, который под его руководством осуществил около 20 блестящих постановок. На протяжении 16 лет он возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио.

Впрочем, дело не только в игре слов. Голованов – больше, чем дирижер. Он стал ярким национальным явлением, воплощением русского национального духа.

Неуемная энергия, крутой нрав, богатырские помыслы. Все это тоже про Николая Семеновича Голованова. Его постановки в Большом театре до сих пор считают эталонными. А методы его работы с оркестром, артистами и интерпретации произведений для того времени стали разрывом шаблонов и явлением нестандартным.

Человек, который шел против течения. И это тоже про Николая Голованова. В частности, в 1930-е годы при негласном запрете музыки Рахманинова, он открыто пропагандировал этого композитора.

В январе 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Голованова. Для многих его имя ассоциируется с профессией дирижера. Вместе с тем он – автор двух сотен романсов, духовной музыки, опер, симфонических поэм. Почти все свои музыкальные произведения Голованов писал в стол. Как говорил об этом сам композитор и дирижер: «Сочиняя урывками, в какие-то просветы, от случая к случаю, мне все же кое-что удалось сделать».

После смерти Николая Семеновича его музыка практические не исполнялась. С 2000-х годов она переживает возрождение. По уровню ее сравнивают с произведениями Рахманинова и Скрябина и называют незаслуженно забытой. Среди этого наследия – «Увертюра на русские темы»: фантазийная, красочная, связанная с русским эпосом – сказками и былинами. Именно ее исполнит Томский академический симфонический оркестр под управлением Михаила Грановского на предстоящем концерте.



В выходные планируем выход в филармонию!

Для того они и выходные, чтобы выходить на прогулку, в свет, на концерт.

Концерт симфонического оркестра 24 октября – это лучший повод выйти в свет. Музыка русских композиторов ХХ века, которым рукоплескали Европа и Америка, даст возможность прожить два часа жизни с ощущением причастности к великому русскому искусству. Оно действительно великое – имена Прокофьева, Мясковского и Голованова вписаны во все энциклопедии мира. Лучшие музыканты исполняют их сочинения.

В предстоящее воскресенье у томичей есть шанс услышать и увидеть виртуозную игру одного из топовых скрипачей современной Европы – Никиты Борисоглебского. Он исполнит Концерт №2 для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева, который композитор писал в Париже, заканчивал в Баку, а премьера состоялась в Мадриде.

Музыка Мясковского, которая так полюбилась Денису Мацуеву, прозвучит в программе концерта «Три судьбы». Редко исполняемые произведения композитора, незаслуженно забытые, но однозначно ценные. Стиль музыки Мясковского суров, но, в то же время, удивительно лиричен. Симфонию №21 – одну из самых значимых симфоний Николая Мясковского исполнит Томский академический симфонический оркестр. Эта великолепная симфония открыла завершающий период творчества Советского мастера.

Те, кто ценит свое время, знают - у музыки безграничные возможности пройти сквозь время и расстояние, из прошлого в настоящее и доставить наслаждение. Она способна увеличить цену каждой минуты: ведь будет звучать редкая музыка. Например, Русская увертюра Николая Голованова. Купить билет на этот концерт - это все равно, что на аукционе Sotheby's выиграть за небольшую цену редкую антикварную изящную вещицу.

Наконец, 24 октября – это шанс запастись незабываемыми впечатлениями.

Сделайте этот вечер счастливым!



Билеты уже в продаже!

Стоимость билетов: 300-900 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: 20-20-72, 20-20-62
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения