bkz.tom.ru | Поиск по сайту | Карта сайта | Архив | Документы учреждения | Противодействие коррупции |

«Новые имена-2021»: мастер-класс по классу «Фортепиано»
image-29-09-21-12-31.png

«Новые имена-2021»: мастер-класс по классу «Фортепиано»

В поиске прозрачного звучания

«Точность – вежливость королей!» Помня эту непреложную истину, ровно в десять по томскому времени на сцену органного зала филармонии вышел преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Эльмар Гасанов.

– Кто у нас первый? – поинтересовался лауреат многочисленных международных конкурсов, не единожды выступающий наставником у юных пианистов.

В третьем ряду зала этого трепетного момента ожидала Катюша Таныгина со своим педагогом Ириной Боголюбовой. Они прилетели из Стрежевого накануне открытия музыкального фестиваля «Денис Мацуев и друзья».

После сыгранного восьмиклассницей Интермеццо Брамса пошли наставления от педагога.

– Постарайся раскованнее сидеть, чуть-чуть ровнее звук ставь, не пережимай, – доброжелательно советовал Эльмар Вагифович и сам показывал, где нужно усилить звучание.

Только после подобного разбора становится понятно, сколько усилий нужно приложить, чтобы подняться на вершину мастерства, какого достигли юные музыканты, приехавшие нынче с Денисом Мацуевым. И если имена Софьи Тюриной (саксофон) и Ярославы Симоновой (вокал) уже были знакомы томскому зрителю, то 14-летний пианист Даниил Тюрин, исполнивший вместе с Томским оркестром концерт №1 Сергея Прокофьева, стал настоящим открытием фестиваля.

Всех сопричастных к высокому искусству людей не может не радовать тот факт, что даже в нашем «цифровом» обществе не ослабевает интерес к классической музыке. Фишка фестиваля Дениса Мацуева в том и состоит, что помимо концертной деятельности в Томске идет прослушивание, а затем проводятся мастер-классы известных московских педагогов для воспитанников музыкальных школ из областного центра, Северска, Стрежевого.

По мнению учителей местных музыкальных школ, главное в таких мастер-классах, что практическим опытом делятся не педагоги, а действующие музыканты или исполнители прошлых лет. Наверное, Екатерине Таныгиной было непросто выдержать экспрессивность Эльмара Гасанова, но его практические советы ученица явно услышала.

– Не дави, главное – свободное и плавное движение, – продолжал наставлять ее представитель Московской консерватории. – Тогда, слышишь, совсем другая тональность появляется.

Весь урок, длившийся ровно 45 минут, записала на телефон педагог юной стрежевчанки Ирина Боголюбова. Она рассказала, что ее ученица уже исполняла крупные формы Баха, Брамса, Моцарта, хотя в школе за них не каждый возьмется, так как это очень глубокая музыка.

– Конечно, Катя немного расстроилась, что у нее что-то не получилось, – отмечает педагог. – Успокаиваю, говорю, что конкурсанту важно понять суть замечаний: московскому педагогу хочется показать сразу несколько задач, но это дети, а не студенты
консерватории. Сейчас мы вернемся домой и по полочкам разложим все замечания, тем более что и видео есть.

По словам Ирины Боголюбовой, из-за транспортной удаленности подобных мастер-классов не хватает не только ученикам, но и самим педагогам. Выручает собственный опыт и энтузиазм, поэтому стрежевские таланты активно участвуют в различных конкурсах и показывают достойные результаты.

Записывая наставления своей ученицы, педагог из Стрежевого отметила скрупулезность и дотошность преподавателя московской консерватории. Важно, что дети его слышат и стараются повторить за ним, жаль, что времени маловато для подобных разборов.

По словам Ирины Боголюбовой, ее воспитанники принимают участие в мастер-классах этого фестиваля с самого первого дня.

– В позапрошлом году моя ученица-третьеклассница Настя Талах была стипендиатом, – с улыбкой вспоминает педагог. – К сожалению, ее семья уехала в Красноярск.

В разговоре Ирина Боголюбова рассказала о том, что в числе других преподавателей Детской школы искусств города Стрежевого является продолжателем фортепианной школы Тамары Арбузовой. Вместе они проработали 15 лет.

– Мне кажется, что с ее приходом вырос и мой профессиональный уровень, как педагога, – рассказывает Ирина Анатольевна, за плечами которой чуть больше сорока лет общего музыкально-педагогического стажа.

Она нередко выступала с концертными номерами со своими учениками, двое из них нынче пришли работать в школу искусств Стрежевого.

– Они меня стимулируют и частенько сами предлагают сыграть то или иное произведение, – рассказывает педагог. – А если возвратиться к фонду «Новые имена», то мне кажется, все его участники получают какой-то адреналин, я всегда говорю своим, что мы едем не за первым местом, а чтобы получить удовольствие, показать себя и посмотреть других. И если кто-то лучше тебя играет, возьми с него пример. Я считаю, что для детей это некая школа, а лично для меня – общение с коллегами. Ведь у каждого из нас разная стилистика и метод воспитания юных дарований.

Для Марии Голиковой, ученицы седьмого класса Детской школы искусств ЗАТО Северск, это было уже не первое, а третье участие в мастер-классе «Новых имен». Нынче она исполняла прелюдию Чайковского.

– Постарайся чуть-чуть повыразительней, чтобы было прозрачно все, не нужно затуманивать, – советует юной пианистке Эльмар Гасанов и рекомендует не наклоняться чрезмерно к роялю.

За выступлением Марии внимательно наблюдали педагог, мама и младшая сестренка.

– В 2019 году дочка была стипендиатом этого конкурса, – улыбается Елена Голикова, явно довольная выступлением старшей дочери. – Для любого ребенка почетно и престижно получить такое признание, для нее это было таким всплеском эмоций вдохновением и желание дальше заниматься, хотя с каждым разом программы становятся все сложнее и сложнее, но мы же бойцы!

К слову, младшая дочка Голиковых, несмотря на свой дошкольный возраст, уже посещает подготовительный класс у того же преподавателя – Татьяны Косаревой.

– Самое главное, что я поняла сегодня, нужно слушать себя и не торопиться, – делится впечатлениями от мастер-класса Мария.

– Уже в течение урока преподаватель сказал ей, что слух вычищается, – вступает в разговор педагог воспитанницы Татьяна Косарева. – Нового человека всегда сложно воспринимать с первых мгновений, нужно какое-то время и в нашем случае уже после двадцати минут Маша стала лучше реагировать на замечания педагога, лучше понимать его. Очень важно на таких занятиях не просто отсидеть 45 минут, а раз…и работа пошла!

Томичке Марии Бутыриной только десять лет, шесть из них она занимается на фортепиано. Именно столь «солидный» опыт позволил ей уверенно играть на рояле Стейнвей в органном зале филармонии. Маше, как и еще шести претендентам, посчастливилось пройти мастер-класс у преподавателя Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Эльмара Гасанова.

– Я смотрю в зависимости от наученности ребенка, его таланта и способностей, – раскрывает секреты своего подхода в отборе начинающих музыкантов педагог. – Если вижу слабые стороны, стараюсь больше акцентировать внимание на них. И еще пытаюсь привлечь ребенка в процесс репетиции, чтобы он понимал, что и как он делает.

Подобные мастер-классы для воспитанников музыкальных школ области всегда ждут, к ним усердно готовятся, ведь несколько юных томичей ранее уже становились стипендиатами благотворительного фонда «Новые имена» имени И.Н. Вороновой, педагога Дениса Мацуева.

Только в триумвирате может быть успех у этого маленького чада – он сам, родители и педагоги, – напомнил в очередной раз формулу успеха пианист-виртуоз. – Если все вместе это работает, тогда есть и развитие этого таланта.


Текст: Татьяна АБРАМОВА